Как отсутствие отца в семье влияет на детей

Как отсутствие отца в семье влияет на детей

Введение

Рост числа разводов и неполных семей, современные методы искусственного оплодотворения, развивающаяся практика воспитания детей в лесбийских парах [1] все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, что ставит перед психологической наукой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании для психического развития детей, их сексуальной идентичности, эмоционального благополучия [1]. Падает влияние отца в случае развода. Современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев – матерью, приводит, как было отмечено еще в начале XX века П.П. Блонским, к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, прерыванию идентичности, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем. По словам разведенных отцов, только треть из них видит своих детей часто и может заниматься их воспитанием. Жены оценивают положение пессимистичнее, говоря об отсутствии отношений между отцом и ребенком вдвое чаще. Причина этого – не в нежелании отцов, а в настрое разведенных женщин. Лишь 17% опрошенных женщин сказали, что хотели бы более частых контактов отца с детьми, а 41% предпочли бы, чтобы таких контактов не было вовсе [9].

В рассмотренной литературе существуют различные концепции отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве, однако научная новизна данной работы состоит в систематизации проанализированных знаний с целью комплексного их рассмотрения.

Цель работы: проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве.

Задачи работы:

1) рассмотреть основные особенности отсутствия отца в семейной структуре;

2) раскрыть сущность представления об отце у ребенка;

3) систематизировать концепции различных авторов по поставленной проблеме.

Для написания данной статьи автором использовался системный метод психологии, в частности его целостный тип, с целью более детального и целостного рассмотрения проблемы.

Говоря об отсутствии отца в семейной структуре, следует отметить, что этому могут быть несколько причин. Объективная причина – изначальное отсутствие отца в семейной структуре или же его смерть. В последнем случае, возможно, ребенок имел какой-либо опыт взаимодействия с этим родителем, в зависимости от возраста ребенка, в котором отец ушел из жизни.

Однако всё чаще отсутствующим отцом называют мужчин, которые не в силах принимать должного участия в воспитании по социальным причинам: развод супругов в большинстве случаев создает дистанцию близким взаимоотношениям отца и ребенка. Другая причина коренится в необходимости много работать, и тогда ребенок практически не видит своего отца, количество их контактов минимально. Есть также влияние субъективного отношения мужчины к воспитательским обязанностям, когда физически он находится в семье, располагает свободным временем, но добровольно отстраняется от контактов, и в данном случае степень его вовлеченности достаточно низкая.

Следует отметить, что для маленького ребенка в возрасте 1-2 лет лучше всего вообще оборвать контакты с родителем, покинувшим семью по различным причинам, пока еще нет прочных связей. Здесь имеются следующие аргументы: отношения создаются с первых дней жизни ребенка, если родители заботятся о нем и удовлетворяют его физические и психические потребности. Отсутствие одного из родителей ребенок воспринимает как потерю, даже если он пока не может это выразить.

Если дети ко времени развода уже достаточно взрослые, родному отцу особенно трудно перестать считаться отцом. Дети по-прежнему называют его папой, он становится «старым» отцом, и многие дети даже гордятся тем, что у них два отца. Но характер отношений с ребенком должен измениться, чтобы не причинять вреда ребенку и его новой семье. Необходимо иметь в виду, что новый воспитатель не может просто перенять методы, тон и стиль ушедшего из семьи родителя.

В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, и мальчиков, живущих с матерями, сравнивали с детьми из полных семей. Те из них, которые жилн с отцами, лучше адаптировались в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями [8]. Психологические исследования также показывают: дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении. Дети «холодных», эмоционально отстраненных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке [6].

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений. Первый определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце, строить воспитание, будто его и не было. Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца, изжить положительные впечатления о нем у ребенка. Она всеми силами стремиться убедить ребенка, что отец был плохим человеком, что семья неполная только из-за него. Третий тип воспитания без отца требует от женщины выдержки, самоконтроля, связан с созданием у ребенка представления об отце как об обычном человеке, с достоинствами и недостатками [7].

У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, они менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, робки [4]. B.C. Мухина утверждает, что отсутствие отца способно повлиять на характер мальчика, формируя у него покорность, беспечность, изнеженность [6]. Важно общение мальчика со взрослыми мужчинами – дедушкой, дядей, друзьями. Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной семье в большинстве случаев рассматривается как депривирующая.

Молодые люди, выросшие в семье без отца (в силу разных причин), в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, и будущее отцовство для них представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению. В отношениях это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего; он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придает большое значение семье как основе жизни.

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, они представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Он стремится реализовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное – это благополучие семьи, решению её проблем отдается много сил и времени. Как следствие – заинтересованность в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом [2].

Представления о собственном отцовстве у молодых мужчин содержат в себе и образ идеального отца, тот образец и эталон, на который можно ориентироваться при формировании реальной отцовской позиции.

О.Г. Калина и А.Б. Холмогорова, экспериментально исследовав влияние образа отца у подростков на их эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность, представили следующие результаты. Амбивалентный отцовский образ младших подростков-мальчиков влияет на увеличение симптомов депрессии, уменьшение уровня маскулинности. Для старших подростков-юношей отсутствие отца в семье не будет существенно отражаться на их маскулинности, если при этом образ отца у юноши позитивен или амбивалентен. Однако если образ отца негативен или недифференцирован, и отец не живет с сыном, его маскулинность будет существенно ниже, чем если бы отец жил с ребенком, даже в случае его негативного образа. На фемининности девочек младшего подросткового возраста отсутствие отца сказывается только в том случае, когда его образ амбивалентен, а особенно – негативен (это приведет к уменьшению фемининности). Подростки, имеющие в представлениях негативный отцовский образ, также имеют высокий уровень выраженности тревожной и депрессивной симптоматики [3].

Восприятие отца, проявляющего эмоциональную теплоту в отношениях с детьми, связано с меньшим уровнем депрессивности для групп младших и старших подростков обоих полов. Наоборот, эмоционально негативный отцовский образ значимо связан с большим уровнем депрессивности для тех же групп. Восприятие отца как сверхконтролирующего положительно связано с уровнем депрессивности мальчиков обеих возрастных групп, а с уровнем тревожности – только в старшей возрастной группе. У девочек такое восприятие отца оказывается положительно связанным с уровнем тревожности только в младшей возрастной категории. Образ отца, способствующего автономии и независимости подростка, значимо связан с эмоциональным благополучием только у детей младшей возрастной группы, причем для мальчиков – с уровнем депрессивности и тревожности, а для девочек – только с уровнем депрессивности.

Воспринимаемый как позитивный эмоциональный образ отца положительно связан с маскулинностью и фемининностыо мальчиков обеих возрастных групп и фемининностью младших и старших девочек. Восприятие отца как сверхконтролирующего негативно связано с маскулинностью и фемининностью только у младших подростков-мальчиков. Восприятие отца как способствующего росту автономии и независимости положительно связано с маскулинностью младших подростков-мальчиков и фемининностью младших подростков-девочек.

Эмоционально позитивный отцовский образ положительно связан как с маскулинностью, так и с фемининностью мальчиков обеих возрастных групп, а для девочек – только с фемининностью. Возможно, это объясняется особенностями идентификации мальчиков с отцом, которая предположительно имеет место независимо от степени его маскулинности. Если отец андрогинен (отмечается общая тенденция к андрогинизации мужчин) и его образ эмоционально позитивен, то мальчик идентифицируется с андрогинностью отца, т.е. его маскулинностью и фемининностыо. Для девочек же отцовский образ важен для поддержания и развития чувства женственности, поэтому его позитивность способствует усилению фемининности девочек [4].

Обобщая сказанное, можно заключить, что отсутствие в семье отца и типа его образа у подростка могут быть независимыми причинами определенных проблем психического развития, а иногда и действовать совместно.

Уникальность отца состоит в том, что он способствует отделению ребенка от матери, вводит его в качественно новое пространство отношений, открывая ему мир за пределами замкнутой диады «мать-ребенок», олицетворяет собой закон, порядок, устойчивость семейной структуры. В ситуации, когда отцовский образ эмоционально негативен и холоден, неокрепшее «Я» ребенка может не справиться с внутренней критикой со стороны отцовского образа, отсутствием поддержки и одобрения. Отделение от матери, развитие чувства автономности будут затруднены, отцовский образ не будет олицетворять собой адекватный закон и систему правил. Возможными последствиями этого являются проблемы с агрессией (по механизму идентификации с агрессором, чтобы справиться с чувством вины, стыда, разочарования, злости) либо депрессивная симптоматика ребенка [6].

Фактическое отсутствие отца в семье, безусловно, связано с определенными трудностями для ребенка. В то же время и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным, т.к. связь между полоролевой идентичностью и наличием в семье отца не является однозначной: многие мальчики, растущие без отца, все же развивают адекватную полоролевую идентичность. Другими словами, отцовское отсутствие не является пагубным само по себе. Важнее то, как репрезентируется образ «внутреннего отца», представленного в психике ребенка.

Представления об отцовстве у детей из полных и неполных семей имеют существенные различия, кроме того, значение имеет то, каким именно воспринимался образ отца – негативным, отстраненным, амбивалентным. Однозначной общепринятой теоретической модели, прогнозирующей последствия воспитания в неполной семье для детей, на сегодняшний день не разработано. Можно лишь говорить о том, что представления об отцовстве формируются не только на основе реального опыта взаимодействия с родителем мужского пола, преломленного через призму собственного восприятия (субъективное отношение), но и с учетом эталона идеального отца, тех качеств, которыми, по мнению ребенка, должен обладать самый лучший отец. Комбинация нескольких компонентов, имеющихся в сознании человека, обусловливает уникальность его представлений об отцовстве.

Таким образом, в соответствии с поставленными целью и задачами, можно сделать следующие выводы.

В рассмотренных теоретических подходах приведены основные причины отсутствия отца в семейной структуре. В частности, к таковым следует отнести: объективные причины (смерть отца) и причины социального характера (развод, загруженность отца работой, отсутствие внимания к ребенку в семье со стороны отца). Также указанными авторами приведена возрастная градация восприятия ребенком отсутствия отца в семейной структуре, согласно которой в раннем детском возрасте уход отца из семьи переживается значительно легче, нежели в более поздний возрастной период, в силу несформированной эмоциональной привязанности.

Также следует отметить, что, согласно рассмотренным концепциям, личностные особенности детей из неполных семей отличаются от таковых у детей из полных семей в сторону большего стремления к самоутверждению и самореализации.

В целом отсутствие отца в семье является важным компонентом формирования представления об отцовстве, поскольку у юношей из неполных семей формируются особые паттерны поведения в плане собственного отцовства, которые могут включать в себя как безответственность, так и гиперответственное отношение к собственной роли отца.

Проведенная систематизация взглядов авторов приведенных концепций позволяет рассматривать более подробно и целостно проблему отсутствия отца в семейной структуре с точки зрения определяющего характера в формировании представления у юношей из неполных семей об отцовстве.

Читайте также:  Как сохранить брак и остановить ваш развод

Результаты данной работы могут быть использованы в качестве теоретического подспорья при разработке тренингов по формированию моделей отцовского воспитания, а также в консультативной в работе семейных психологов.

Рецензенты:

Максименко Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологи им. Г.С. Костюка, г. Донецк.

Стяжкина Елена Викторовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета, г. Донецк.

Как отсутствие отца влияет на поведение женщины в отношениях

Некоторые женщины проявляют большую сексуальную активность, чем другие. Эта индивидуальная особенность не имеет определенной причины, а объясняется совокупностью социокультурных, биологических и генетических факторов личности. Психологи утверждают, что даже степень отцовского участия в воспитании девочки влияет на то, как будут в дальнейшем складываться её отношения с мужчинами.

Психология женщины несет отпечаток ее отношений с отцом

Для изучения влияния, которое оказывает отстраненность или полное отсутствие отца на восприятие женщиной возможного сексуального интереса незнакомцев, группа американских ученых провела 5 независимых экспериментов.

Жажда мужского внимания

Для начала участниц разделили на две группы.

  1. Участниц первой группы попросили рассказать о значимых событиях, на которых глава семейства не присутствовал, о ситуациях, к которым он не проявил должного интереса или внимания.
  2. Контрольная группа, напротив, описывала памятные моменты детства, в которых отец принимал особое участие.

Вскоре после этого опрошенным предложили представить себе встречу с незнакомцем и по описанию его поведения оценить степень сексуальной заинтересованности в участнице.

В результате женщины из первой группы приписывали вымышленному персонажу более высокий уровень интереса к своей персоне, чем участницы контрольной группы.

Это дало исследователям первичные доказательства: неучастие отца в жизни девочки в будущем приводит к тому, что она ищет признаки сексуального интереса в самых обычных действиях мужчин.

Привлекательность холодных мужчин

Во втором исследовании первая группа снова прошла через эмоциональный разговор о холодности, неучастии в жизни или отстраненности отца, тогда как контрольная группа вспоминала события детства, при которых отсутствовала мать.

Затем всех попросили рассмотреть серию мужских портретных снимков и оценить, насколько персонажи на них сексуально привлекательны, а также какие эмоции выражают их лица.

Женщины из первой группы чаще оценивали людей на фото как привлекательных и счастливых, тогда как в контрольной группе замечали и злость, и неудовольствие, и нейтральные выражения лиц.

Отстраненность матери не имеет такого влияния

Третье исследование проходило в тех же условиях, что и второе: женщин погружали в воспоминания об отсутствии отца или матери в зависимости от группы.

Далее всем предлагали оценить привлекательность 16 женских и мужских лиц и степень, в которой их выражение передает возбуждение и/или другие эмоции (гнев, страх, счастье).

И снова участницы, страдавшие от отсутствия отца, видели сексуальные намерения почти в каждом позитивном выражении лица мужчины, но совершенно игнорировали аналогичные эмоции на женских снимках.

Некоторые женщины проявляют большую сексуальную активность, чем другие.

Флирт как способ общения

Четвертая часть эксперимента также началась с деления на группы и сбора детских воспоминаний.

Однако вслед за этим участницам виртуально представили ранее незнакомого мужчину (коллегу-психолога) и дали им время пообщаться посредством видеосвязи.

Далее женщин просили оценить их восприятие незнакомца через ответ на вопрос: «Насколько вероятно, что этот человек… »:

  1. станет вам другом
  2. пригласит на свидание
  3. предложит заняться сексом

Женщины из первой группы во время разговора флиртовали, вели себя кокетливо, и в результате чаще прогнозировали романтический и сексуальный ответный интерес.

Участницы контрольной группы были более сдержаны в общении и продолжением виртуальной беседы видели в основном дружбу.

Последствия развода

Все 4 части социального эксперимента объединяло то, что участницы выросли в полноценных семьях.

Отсутствие родителей они вспоминали эпизодами, а их переживания, эмоциональные и глубокие, всё же не имели сугубо негативной окраски или травмирующих последствий.

Поэтому в пятом исследовании ученые попытались выяснить, как в аналогичных условиях поведут себя женщины, реально пережившие в детстве развод родителей или испытывавшие продолжительное отсутствие отца по другим причинам.

Пятый эксперимент стал повторением четвертого, но для проведения были отобраны женщины, выросшие в неполных семьях.

Психологи просили описывать эмоции, возникшие в связи с отсутствием отца или матери, и подробно останавливались на каждом эпизоде, оценивая степень его эмоциональности.

В результате оказалось, что по мере усиления болезненности воспоминаний росло и восприятие женщинами намерений гипотетического виртуального партнера как сугубо сексуальных.

Инвестиции в будущее

Это не первый научный труд, описывающий зависимость сексуальной активности женщины от степени участия отца в ее воспитании.

Ученые и ранее отмечали, что «существует прочная связь между низкой вовлеченностью отца в жизнь дочери и её последующим ускоренным развитием в сексуальной и репродуктивной сфере».

Проведенный пятиступенчатый эксперимент подтвердил сформулированные ранее гипотезы.

Итогом проведенных практических исследований стала «теория отцовских инвестиций», согласно которой степень участия отца в жизни дочери дает ей информацию о достаточном минимуме мужского внимания.

Этими рамками впоследствии она определяет свои ожидания от потенциального партнера, ими же измеряет целесообразность нахождения в длительных отношениях.

Даже если новый знакомый не проявляет никаких признаков заинтересованности в начале или продолжении общения, женщина может принять активную позицию, считая такое мужское поведение не только привычным, но и достаточным для близости.

Выводы

Это серьезный урок как для женщин, которые выросли без отца или с таким родителем, который принимал минимальное участие в воспитании детей, так и для тех, кто растят дочек в разведенной семье. Вовлечение папы в общение с дочкой крайне важно для её эмоционального здоровья и будущих взаимоотношений с мужчинами.

Если же у вас самой не было близкой и доверительной связи с папой, это стоит проработать с профессиональным психологом, чтобы такой опыт не вредил будущим романтическим взаимоотношениям.

Прочтите также:

  • Грубость на работе провоцирует строгость матери к детям
  • Как сделать так, чтобы мужчина захотел серьезных отношений?
  • 3 способа не зацикливаться на ошибках
  • 76 причин, почему мужчины сознательно остаются холостяками

Share this article

Роль папы в воспитании дочери

Задача отцов в воспитании дочери

Как влияет отцовское воспитание на девочек?

  • подростковый период;
  • личная жизнь;
  • тип взаимоотношений с противоположным полом;
  • выбор спутника жизни;
  • самооценка;
  • развитие женственности.

Почему важна личность отца в жизни девочки?

  1. Крепкая эмоциональная близость дочерей и отцов, сформированная в раннем детстве, обеспечивает благоприятное прохождение подросткового периода.
  2. Девушки, с которыми отцы прошли путь от самого младенчества, легче знакомятся с законами непростой жизни и быстро находят общий язык с другими мужчинами.
  3. Дети многому учатся в процессе наблюдения и подражают родителям. Следя за отношениями мамы и папы и общаясь с отцом, девочки приобретают первый опыт общения с мужчиной.
  4. Папам надлежит вести себя достойно как с дочерьми, так и с женами, чтобы девочки видели в них покровителя и опору. Так как спутниками жизни девушек становятся чаще мужчины, имеющие черты их отца.

Уход за дочерьми с младенчества

С раннего детства дочек отцы должны проявлять к ним особую заботу и внимательность. Становясь старшими, девочки замечают свою большую схожесть с мамами, а не папами. Около трех лет у них зарождается интерес к отличиям между полами. Мужчинам нужно быть более любезными в этот период к своим крошкам, дарить подарки, хвалить, обнимать. Девочки должны понимать, что они представительницы прекрасного пола.

Папа – защитник и эталон мужчин

Важно, чтобы в этом периоде развития девочек, в отношениях родителей царила теплота и гармония. Отцы для подраставших девочек, должны играть роль защитника.

Папа – товарищ

Необходимо, чтобы папы нашли общие интересы со своими малышками. Отцы должны принимать активное участие в обучении девочек, став их товарищами детских игр. На этом этапе у дочек зарождается доверие и привязанность к отцу. Мужчинам важно заработать и удержать авторитет в глазах ребёнка. Любители воспитывать детей наказанием никогда не будут для них друзьями. Авторитарный режим порождает боязнь девочек перед отцом, что является залогом их нерешительности в будущем. Роль мамы в этом периоде заключается в том, чтобы не заставить дочь бояться папы, угрожая ей за непослушание отцовским наказанием. Это сложное время, где в воспитании нельзя делать ошибок, потому что оно проходит по острию ножа. Отцам нужно найти золотую середину, чтобы воспитать правильно девочек и не вырастить из них трусих или бунтовщиц, стабильно нарушающих запреты.

Папа-друг

На этапе взросления, когда игры у девочек уходят на второй план, и они начинают интересоваться мальчиками, папы должны постараться стать для дочек настоящим другом. Мужчинам нужно больше общаться с дочерьми, прогуливаясь в парке, посещая с ними кино или выбираясь на природу. Отца, ставшим другом, девочки уважают и открывают ему свои секреты.

Как влияет на девочку отсутствие отца в семье

Снижение роли отца в воспитании дочек

  1. Отсутствие отца.
  2. Доминирование мамы в семье, не подпускающей мужа к воспитанию ребёнка.
  3. Не желание папы заниматься воспитанием детей.
  • низкий уровень интеллектуального развития;
  • слабая социальная активность;
  • деформация личности ребёнка;
  • сбой процесса полоролевой идентификации.

Как себя вести папам, когда в семье родилась дочь?

  1. Заботиться и общаться с крошкой с пеленок, не отставая от мамы.
  2. Нужно восхвалять, а не только критиковать. Делая замечания, важно акцентировать внимание на ошибках в поведении, а не оскорблять малышку, как личность, используя бранные выражения. 3. Мужчинам не стоит спорить с женами на счёт воспитательных позиций в присутствии дочери.
  3. Нужно относиться ко всем женщинам уважительно, показывая дочери пример мужских поступков.

Что происходит с ребенком, который растет без отца? Отвечают психологи

Развод – это часто не только стресс для мужчины и женщины, но и рана для ребенка. Что происходит с детьми, которые воспитываются без отца? Как отсутствие папы отражается на их жизни в будущем? «Отцовский клуб» попросил нескольких психологов ответить на эти вопросы

Психолог Алина Котенко

М ногое зависит от ситуации в жизни матери и ее отношения к этой ситуации. Худшее, что мама может сделать – это полностью раствориться в ребенке, посвятив ему себя без остатка. Позже она обязательно потребует «расплаты». В результате ребенок будет нагружен не своей жизнью, а жизнью мамы. И ему нужно будет оправдывать этот смысл, соответствовать ее ожиданиям. В результате это вызовет сложности в построении отношений с противоположным полом. Ведь в жизни ребенка, у которого нет отца, отсутствует реальная модель поведения в семье и между полами. Он может черпать знания и ценности из мультиков, видеоигр и т.д. Но это не реальный мир, а вымышленный. И именно так он может воспринимать отношения – как ненастоящие. И в нужный для себя момент исчезать из них.

Детский психолог Екатерина Гольцберг

Роль отца для мальчика – показать пример мужского поведения, отношения к жизни, к женщинам, к работе и досугу. Вторая задача связана с первой – это социализация, то есть введение в мир других людей, обозначение рамок и границ поведения, приличия. Отец как бы личным примером дает понять мальчику, как нужно себя вести, каким быть. Устраняя такой пример, мать, как правило, еще и нивелирует, обесценивает отца, и ребенок теряет ориентиры. Ему сложно сформировать свою мужскую позицию, и он черпает примеры из рассказов матери, что часто совсем не соответствует нормальному взаимодействию мужчин.

Такой мальчик, выйдя в мир других мужчин, не может понять, как себя вести, «нарывается» на сопротивление и может замкнуться и избегать мужского общества, прослыв «маменькиным сынком».

В лучшем случае он покинет такую мать при первой возможности – уйдет в армию, женится, и тем самым получит в награду «чувство вины» за несостоявшуюся материнскую жизнь. Обычно такой сценарии приправляется приличной долей упреков, что делает жизнь мужчины просто невыносимой. Или зависимой. Часто женщины еще и проговаривают мальчику, что растят его как мужчину «для себя», подобными изречениями «ты мой герой», «ты самый лучший мой мужчина», «вырастешь – защитишь маму». И данный сценарий очень трудно поправим.

У дочки – свой «букет» проблем, связанный с отсутствием отца. Ведь его роль в жизни девочки – создать образ мужчины, который будет ею восхищаться. Девочка, воспитанная без отца, став взрослой женщиной, часто страдает от того, что не знает, нравится ли она мужчинам, сможет ли она им нравиться. У нее страдает самооценка, обычно она занижена до такой степени, что такие женщины просто боятся и избегают проявлений внимания со стороны мужчин. Часто родительский сценарий кажется настолько опасным, что девушка не выходит замуж, так как боится, что и ее муж в дальнейшем уйдет из семьи.

Читайте также:  Как завоевать любовь жены и заставить уважать себя

Психотерапевт Елена Платова

Основные признаки отсутствия отца в семье — неуверенность в себе, тревожность, сниженный уровень амбиций, социальная некомпетентность, спутанность в поло-ролевой идентичности. Потребность ребенка в отцовской любви возникает, когда ребенок начинает нуждаться в авторитете и руководстве со стороны отца. Ведь отец учит ребенка решать задачи, которые в будущем поставит перед ним общество. Благодаря отцу ребенок приобретает опыт отношений с другим человеком, не такой как с матерью. Именно в отношениях с отцом ребенок обретает свою половую идентичность и соответствующие ей модели поведения. Мальчики, восхищаясь и соперничая, идентифицируют себя с отцом и подражают ему. Девочки, завоевывая любовь отца в соперничестве с матерью, получают свой первый опыт женственности.

Послесловие:

Психологи сходятся во мнении, что идеальный выход для мамы — не зацикливаться на детях и не срывать на них зло за неудавшуюся личную жизнь, а пытаться стоить партнерские отношения с мужчиной. Если же не получается, нужно найти достойного наставника мужского пола, который станет примером для подражания для сына и дочери. Это может быть дедушка, дядя, тренер, учитель в школе.

Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей. Результаты исследования

Я проводил исследование в рамках написания магистерской диссертации на тему, которая, как мне кажется, является крайне актуальной и при этом очень слабо изучена — какое влияние оказывает недостаточная вовлеченность отца в воспитание детей на особенности их личности? Были получены любопытные результаты, которыми я бы хотел поделиться.

В настоящее время исследования, посвящённые изучению влияния отца на особенности личности детей, крайне немногочисленны. Не секрет, что в силу самых разных причин многие отцы уделяют крайне мало времени общению со своими детьми. В результате, многие дети переживают опыт недополучения, неудовлетворения потребностей в эмоциональной близости, принятии, знаниях, опыте, безопасности, доверительности в отношениях с отцом. При этом в работах большинства психологов утверждается, что на ранних этапах жизни ребёнка до 3–5 лет основную роль играет материнское влияние. Роль отца в этот период чаще всего понимается, как внешняя, основная задача которой — создание безопасного пространства для матери и ребёнка. Но это мнение всё сильнее подвергается сомнению по мере получения новых данных исследований роли отца. Есть даже предположения о том, что отцовское влияние начинается буквально с первых дней жизни ребёнка и имеет такое же большое значение, как и материнское…

В то же время очевидно, что в современных условиях, когда происходит изменение традиционных взглядов на отношения в семье, роль отца становится всё более неопределённой. Можно отметить множество причин, которые способствовали тому, что мужчины в обществе и семье постепенно утрачивают свои традиционные функции, например, такие как последствия войн, общемировой процесс сглаживания различий между мужскими и женскими ролями в обществе. При этом Россия прочно удерживает одно из первых мест в мире по разводам и мужской смертности. Всё это не может не сказываться на особенностях личности детей, выросших в условиях недостаточного общения с отцом, но исследований, направленных на выявление взаимосвязи личностных особенностей ребёнка и характера взаимодействия с отцом, сравнительно немного. При этом многие современные учёные связывают проблемы в области формирования личности детей, их эмоционального благополучия, асоциального и агрессивного поведения с фактом негативного взаимодействия с отцом. В то же время ряд исследований показал, что далеко не всегда сам факт наличия или отсутствия отца в семье оказывает существенное влияние на особенности личности ребёнка. Во многих случаях неполных семей наблюдается адекватное развитие ребёнка. При этом оказался важным не только характер непосредственного общения с отцом, но и тот бессознательный образ отца, который имеется у человека, поскольку зачастую существует большая разница между тем, как люди реально общаются друг с другом, и тем, как где-то в глубине души они к этому общению относятся. Кроме того, и в силу экономического положения в стране, и в силу устоявшихся стереотипов во многих семьях мужчины продолжают считать правильным исполнение лишь одной главной роли — кормильца, посвящая большую часть своего времени на трудовую деятельность и заработки, не уделяя особого внимания воспитательным функциям, полностью возлагая их на женщину. И часто при фактическом наличии отца в семье эмоционально он оказывается отстранённым от своих детей. И таких семей великое множество! Возможно, полученные данные не отражают полной картины в стране, но оказалось, что практически половина опрошенных в процессе исследования девушек и юношей считают своё взаимодействие с отцом недостаточно близким! Но абсолютное большинство имеющихся исследований роли отца сравнивают только две группы лиц — это либо лица из полных, либо из неполных семей. При этом последствия отцовского влияния в семьях, где отец играет по большей части лишь внешнюю роль, практически не изучены. В рамках данного исследования была предпринята именно эта попытка — понять, к чему ведёт недостаточная вовлеченность отца в эмоциональные контакты со своими детьми. При этом оказывается не столь важным сам факт наличия отца в семье, ведь общение с отцом может продолжаться и, например, после развода, но его может быть явно недостаточно даже и в полной семье. Поэтому я исследовал не столько оценку реального взаимодействия с отцом, сколько образ отца, т.е. то, как человек частично осознанно, а частично бессознательно оценивает роль отца, насколько отец является значимой и близкой внутренней фигурой. И, как показали результаты, недостаточная вовлеченность отца в воспитание детей, его эмоциональная недоступность ведёт к большому количеству негативных последствий, как для юношей, так и для девушек, но эти последствия несколько отличаются в зависимости от пола ребёнка.

Девушки

Сначала немного теории. Многие психологи говорят о том, что одной из основных проблем для девушек в плане обретения ими самостоятельности можно считать необходимость разрушения чрезмерной связи “мать-ребёнок”, т.к. мать, имеющая свой женский опыт, значительно сильнее проецирует его на дочь, нежели на сына. Для преодоления этого слияния с материнской фигурой и обретения самостоятельности девушке нужен кто-то “третий”, и эту роль берёт на себя отец. Если же отца нет или его отношение к дочери носит отстранённый характер, то девушке становится крайне трудно обрести автономию и независимость. При этом девушка создаёт вместо реального отца фантазийный образ, лишённый слабостей и недостатков, а потому — нереалистичный. Именно это закладывает основу для возникновения сложностей во взаимоотношениях женщины с мужчинами в дальнейшем, ведь свой первый урок по общению с противоположным полом девушка получает именно от отца. А если его нет или он не интересуется переживаниями дочери, то какой это будет урок.

В случаях неполных семей возможна ситуация, когда на девочку будут возложены функции, которые должен выполнять отец. Мать может ожидать восхищения, требовать поддержки и утешения, что ведёт к крайним формам зависимости и лишает дочь возможности строить собственную жизнь. Подобные требования со стороны матери вынуждают дочь использовать мужские формы поведения, что приводит к отказу от женственности. Если же мать проявляет заботу, то её поведение всё равно не способно компенсировать отсутствие отцовского мужского влияния, что ведёт к нарушениям полового поведения. Девушки, выросшие без отца, демонстрируют психологическую незрелость и инфантильность, их отношения с мужчинами носят расщеплённый характер, мужчины воспринимаются, как “плохие” в реальности и “идеальные” в фантазиях, что ведёт к неспособности принять реального человека. Любовь таких женщин носит невротический характер, который выражается, как постоянная потребность в эмоциональной привязанности при позитивной оценке окружающих людей, их поддержке и советах. В мужчинах такая женщина ищет не сексуального партнёра равного себе, а отца, от которого ждёт заботы и тепла. При этом многие девушки, выросшие без отца или общавшиеся с эмоционально-отстранённым отцом, оказываются социально неприспособленными, и в этом случае частым решением для девушки становится отказ от женственности и искусственное использование мужских стратегий поведения. Сочетание внутренней мягкости и женственности, робости, нерешительности с демонстрацией решительного “мужского” поведения приводит к внутреннему конфликту, который может проявляться также в нарушениях жирового обмена (кстати, подобное явление встречается и у юношей). Даже если такие девушки достигают определённых успехов в социальном плане, то в общении с противоположным полом они сталкиваются с большими сложностями. Многие мужчины весьма болезненно реагируют на то, что женщины активны, а зачастую может быть даже более социально успешны, чем они и опасаются строить с такими женщинами личные взаимоотношения. К тому же весьма велика вероятность возникновения проблем в области сексуальных взаимоотношений. Впрочем, если сам мужчина крайне слабый, зависимый и женственный, то, возможно, такая пара найдёт друг друга, хотя подмена ролей в семье, когда мужчина ведёт себя по-женски, а женщина взваливает на себя весь груз мужских забот, вряд ли способствует гармонии в семье. Но, ситуации бывают разные. Возможно, кому-то такая подмена и не мешает строить полноценную семью. Хотя жизненные наблюдения показывают, что обстановка в таких семьях чаще всего весьма сложная и нервозная. К тому, как уже доказано рядом исследований, стиль отношений в родительской семье обязательно станет тем образцом, на основе которого будут строить свои отношения и свою семью в дальнейшем и дети. Даже если они пытаются не повторять родительских шибок. Это неизбежно, потому что никакого иного образца в их психике нет, и все ошибки родителей будут в итоге в точности повторены. Либо слом этой “матрицы” потребует титанических болезненных усилий…

Что же показывают полученные в исследовании результаты?

Было проведено сравнение двух групп девушек, одна из которых — девушки с благополучным опытом общения с отцом, а другая — девушки, чьё общение с отцом было недостаточно близким, и были получены следующие результаты:

  1. Для девушек, чьё общение с отцом было недостаточно близким, отец имеет меньшую значимость, он менее авторитетен, чем для девушек, не имеющих подобного опыта. Также у этих девушек выше уровень нейротизма, т.е. они психически неустойчивы, тревожны, мнительны, им свойственны частые перепады эмоционального состояния.
  2. У девушек, с которыми отцы общались недостаточно, ниже уровень социальной активности, им сложно устанавливать контакты, трудно раскрыть себя, гораздо труднее построить карьеру, чем девушкам, имеющим благополучный опыт общения с отцом.
  3. Самое неприятное. Девушки, с которыми отцы были эмоционально холодны, с высокой вероятностью отказываются от природной женственности в процессе устройства собственной жизни и реализации своей карьеры. Такие девушки считают, что быть женственной плохо, потому что проявления женственности мешают достижению социальных целей. Девушки же из благополучных семей, чьё общение с отцом было гармоничным и близким, высоко оценивают представителей женского пола и свойственные им проявления женственности, что не мешает им развивать достаточную социальную активность.

Юноши

Сравнивались две группы юношей. Тех, чьё общение с отцом воспринимается как достаточное и близкое, и тех, у кого либо вообще не было отца, либо общения с ним явно не хватало. И с юношами ситуация оказалась ещё сложнее и драматичнее. Многие психологи, ещё начиная с Фрейда, говорили и писали о важной роли отца для мальчика, как основного объекта для подражания. Причём, в отличие от девушек, положение юноши осложняется тем, что при наличии эмоционально отстранённого от воспитания и общения отца юноша не может так просто переключиться на фигуру матери в поиске душевной близости, ведь это угрожает ему искажением его природных мужских качеств! Если юноша остаётся слишком привязанным к фигуре матери, то он может вырасти чрезмерно женственным, неспособным на здоровое проявление агрессии и отстаивание своих интересов в дальнейшем. Кроме того, у него вполне могут возникнуть нарушения половой идентичности, т.е. конфликтное отношение к самому факту того, что он — мужчина. Есть, кстати, исследования (правда недостаточно доказанные), которые говорят о том, что существует определённая взаимосвязь между гомосексуальностью и отсутствием отца (или его невовлеченностью в общение с сыном). Юноши, выросшие без отца или без эмоциональной близости с ним, могут остаться крайне слабыми, зависимыми, не способными к самостоятельности и ответственности… Что же показали результаты исследования?

  1. Юноши, чьё общение с отцом было эмоционально недостаточным, имеют высокий уровень вероятности искажений в области половой идентичности, т.е. чаще имеет место вероятность конфликтного восприятия своего пола и свойственных ему стилей поведения.
  2. В условиях общения с эмоционально отстранённым отцом вырастают юноши с низкой социальной активностью и уровнем рефлексии. Т.е. таким юношам трудно добиваться поставленных целей, отстаивать свои интересы и они плохо осознают свои чувства, эмоции и мотивы своих поступков и часто не способны их контролировать.
  3. У юношей из неполных семей или из семей, где отец не принимает участия в воспитании, оказалась статистически более высокой вероятность психосоматических реакций на стресс, чем у девушек из подобных семей. Говоря простым языком, такие юноши чаще болеют, когда сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Объяснить это явление достаточно сложно, но я предлагаю такой вариант — для того, чтобы юноше стать мужчиной, влияния матери недостаточно, юноше нужен другой мужчина, поэтому именно отец является главной фигурой для сына, именно подражая ему, мальчик усваивает стили мужского поведения. Поэтому в том случае, когда отец недоступен, то в душе мальчика могут бороться два прямо противоположных влечения — к отцу (стремление к близости) и от отца (вызванное недоступностью отца и вызывающие раздражение и глубоко подавленную обиду). Долгое переживание такого состояния, которое психологи обозначают словом “амбивалентность”, т.е. неустойчивость, неопределённость, двойственность вполне может вызывать болезненные реакции, ведь, в конечном счёте, любой мальчик в глубине души выбирает стремление к близости с отцом, хотя бы в виде надежды и фантазии о такой возможности, подавляя при этом гнев и обиду на отца. А именно долгое подавление негативных переживаний и является частой причиной болезней, которые могут быть спровоцированы стрессом. Впрочем, у мальчика есть и ещё один “выход” из ситуации — вместо того, чтобы подавлять обиду и раздражение (т.е. вести себя агрессивно по отношению к самому себе) мальчик может выплёскивать своё раздражение на отца где-то за пределами семьи, вести себя агрессивно, например, в школе, что часто и происходит в семьях, где отцовское влияние на сына негативно. Впрочем, как отмечают некоторые психологи, и с чем, похоже, придётся согласиться и мне на основании полученных результатов, наверное, в некоторых случаях для психологического здоровья мальчика будет даже предпочтительнее полное отсутствие общения с отвергающим отцом, чем продолжение подобного общения… Если мать сможет воспитать у сына уважительное отношение к представителям мужского пола, то такой мальчик, наверное, сможет найти себе иной образец для подражания среди, например, тренеров, учителей или каких-то иных значимых мужских фигур, если родной отец не смог справиться со своей родительской ролью. Впрочем, это всё очень индивидуально. В то же время для девушек ситуация несколько проще. Даже если она не находит эмоционального отклика у отца, у неё всегда есть возможность обратиться с каким-то своими проблемами к матери, и женским качествам девушки при этом ничто не угрожает, так как основной фигурой для подражания остаётся мать. А к кому обратиться сыну.
Читайте также:  10 способов, как оживить брак

Резюме

Проведённое исследование показало, что отношения с отцом оказывают огромное влияние на психологическое здоровье и девушек, и юношей, и на их дальнейшую успешность в процессе реализации социальных задач, построения карьеры и личных взаимоотношений. Но есть существенное отличие. Если для девушек оказался важным сам факт наличия отца в семье, то для юношей гораздо большее значение имеет не столько сам факт наличия отца, сколько характер взаимоотношений с отцом, степень близости этих взаимоотношений. Кстати, существуют исследования, которые показали, что даже если отец обладает полным набором мужских качеств, но между отцом и сыном нет близости, то юноша эти качества не перенимает. С другой стороны, в случае, когда отец может быть далёким от мужского “идеала”, но между отцом и сыном есть эмоциональная близость, то юноша вполне успешно осваивает мужскую роль, возможно используя при этом какие-то иные образцы для подражания, чтобы перенять мужские качества, которыми отец не обладает в полной мере.

Какие выводы можно сделать? Традиционное мнение, к сожалению, продолжающее иметь место и в психологической литературе, о вторичности роли отца следует, на мой взгляд, подвергнуть глубокому сомнению. Полученные результаты, которые вполне согласуются и с иными исследованиями роли отца, показывают, какую огромную роль играет эмоциональная близость с отцом на психологическое благополучие девушки, сохранение ею естественной женственности и её успешной социализации, а для мальчика — с самой возможностью стать полноценным мужчиной, активно реализовывать своё мужское предназначение, осваивать социальное поле, строить карьеру, сохраняя при этом психологическое здоровье. Как совмещать роль кормильца и воспитателя мужчине-отцу в условиях непрекращающегося кризиса в России? На этот вопрос однозначного ответа нет, но мне кажется, что тот урон, который может нанести невовлеченность отца в общение со своими детьми, невозможно возместить никакими материальными благами, а в некоторых случаях отсутствие полноценного отцовского влияния на ребёнка потребует в дальнейшем долгой и непростой психологической помощи.

Влияние отца на ребенка и формирование его личности

Автор: admin · Опубликовано 11.01.2018 · Обновлено 20.01.2018

Мать и отец – двое самых близких для ребенка людей и самых значимых для его развития. Долгое время специалисты первостепенную роль в воспитании ребенка признавали за матерью. Недавние исследования детско-родительских отношений показали особое влияние отца на ребенка. Активно задействованный в воспитании папа часто гораздо эффективнее влияет на формирование его личности, чем мама.

Мама и папа: такая разная любовь

Ребенок не может обходиться без родительской любви, так как не способен на первых порах выжить самостоятельно. По сути, любовь родителей означает для маленького беспомощного человека разрешение на жизнь. Если тебя любят, ты обеспечен едой, защитой, заботой, вниманием – ты будешь жить.

Но любовь мамы и папы изначально неодинакова:

  1. Материнская любовь по своей природе безусловна, так как подчиняется инстинкту. Она не требует никаких условий («люблю тебя, потому что ты есть»), в норме проявляется сразу же при появлении малыша на свет и создает основу для его развития. Ребенок только тогда начинает исследовать окружающий мир, когда его базовые биологические потребности удовлетворены.
  2. Отцовская любовь безусловной не является, её ещё надо заслужить, завоевать. Другими словами, это любовь «за что-то». Возникает она у папы не сразу, а созревает в течение первых лет отцовства.

Оба типа любви необходимы ребенку для гармоничного развития, просто родителям отведены разные роли. Мама – это эмоциональность, чувственность, это человек, который поддержит, пожалеет, успокоит. Папа – рационализм, опора и защита, помощь в преодолении трудностей, проводник в неизвестный внесемейный мир.

Влияние отца на ребенка

Отцы, добровольно вовлечённые в воспитательный процесс, в первые годы жизни малышей способствуют их физическому развитию. Мужчины более склонны к физическим забавам и подвижным играм, что стимулирует развитие у деток основных двигательных навыков.

Для успешного влияния отца на ребенка очень важно раннее начало их общения. Изучение реакций годовалых младенцев обнаружило, что дети заботливых пап не так боятся и меньше плачут, оставшись наедине с незнакомыми людьми.

Папы лучше обучают детей практическим действиям с предметами. Они расширяют кругозор, развивают мышление, отдавая предпочтение конструкторам и головоломкам.

Мужчинам в общении с ребенком не свойственно сюсюкать и коверкать слова, поэтому они непроизвольно учат разговаривать чисто и правильно.

До 7-8 лет ребенок осваивает основные бытовые навыки через механизм подражания – делай, как я. Ему важно слышать одобрение родителя – тогда он охотно учится дальше.

Ученые выяснили, что подростки реже конфликтуют и чаще прислушиваются к мнению отцов, если с раннего детства между представителями разных поколений был установлен тесный эмоциональный контакт.

Влияние отца на личность ребенка

Хороший отец часто более успешный воспитатель, чем любящая мать. Отцовское внимание – существенный фактор развития личности ребенка, так как папы придают большее, чем мамы, значение формированию независимости и проявлению инициативы. Они поощряют двигательную и познавательную активность детей, меньше опекают их, способствуя тем самым развитию творческого потенциала и вырабатыванию самодисциплины.

Имеет значение не только наличие в семье отца, но и стиль отцовского воспитания, зависящий от тех или иных индивидуально-психологических качеств мужчины:

  • силы,
  • уверенности,
  • интеллекта,
  • решительности,
  • твердости,
  • стремления к успеху,
  • сдержанности и т. д.

Из авторитарного, либерального, индифферентного и авторитетного воспитательных стилей наиболее эффективным оказывается последний.

Жестокость, импульсивность, безразличие, тревожность родителя отрицательно действуют на детскую психику. Ученые пришли к интересному факту, что властность отца, тем не менее, позитивно влияет на интеллектуальные показатели ребенка, в то время как властность матери – негативно.

Психологические исследования влияния отца на личность ребёнка показали, что:

  • не настолько важны черты характера отца, насколько содержание сложившихся взаимоотношений с сыном или дочкой. Дети, получающие папину эмоциональную поддержку, его принятие и понимание, чувствуют себя психологически благополучнее;
  • не так важно количество времени, отведенного папой на взаимное общение, как качество совместного времяпровождения и положительная оценка его детьми;
  • отсутствие в неполной семье родного отца может заменить значимый для ребенка мужчина из ближайшего окружения – старший брат, дядя, дедушка, друг семьи.

Отец для своего ребенка – один из первых источников информации о взаимоотношениях с противоположным полом. Это не только родной человек, это – символ мужского начала, образец мужского поведения. Отцы играют особую роль в половой идентификации своих детей – постепенном процессе принятия ими своего биологического пола.

Отцы выполняют социализирующую функцию: они помогают детям усвоить моральные нормы, выражая своё отношение к поступкам или событиям. Чаще всего именно глава семьи определяет рамки поведения, следит за дисциплиной, наказывает или одобряет.

Отец – важнейшая фигура на границе между маленьким миром семьи и обществом в целом. Его задача – взять ребенка за руку, безболезненно «отделить» от мамы и познакомить с окружающим миром за границами семьи, его законами и порядками.

Влияние отца на сына

Мальчику отец особенно необходим. В психике детей возраста от 3 до 7-8 лет отчетливо проявляется феномен импритинга – запечатления конкретного образа, «привязывание» к нему и подражание. Сын осваивает свою половую принадлежность, копируя родителя (объект подражания) своего пола. Подсознательно у него складывается определенная модель мужского поведения, которой он в большой степени будет придерживаться во взрослой жизни, желая того или нет. У мальчиков, в отличие от девочек, эталон мужчины не бывает собирательным – он запечатлевается только с одного объекта подражания. Его отсутствие, либо неожиданное исчезновение (в случае смерти), либо прерывание контакта с ним (например, развод) приводит к серьёзным последствиям – нарушению целостности мужского образа, что неизбежно повлияет на личность будущего мужчины.

Влияние отца на сына проявляется и в том, что именно он сможет авторитетно объяснить, как поступают настоящие мальчики. Трудно переоценить роль хорошего отца в становлении типично мужских черт характера – инициативности, направленности на успех, соперничества. Пассивный родитель слабо влияет и на их становление, и на зарождение будущих отцовских чувств у юноши.

Психологами установлена связь между «слабым», недостаточно мужественным отцом (или полным его отсутствием в семье) и агрессивным поведением мальчика. Гипертрофированная враждебность к окружающим может возникнуть как протест против чрезмерной зависимости от матери и попытка освобождения от неё.

Влияние отца на дочь

Теплые эмоциональные отношения с папой нужны и дочери для формирования у неё образа женщины и уверенности в своей женской привлекательности. Отстраняющийся от общения с дочерью отец провоцирует возникновение у неё тревожности, вызывающих поступков как способа привлечения к себе внимания.

Влияние отца на дочь больше всего проявляется в подростковом и юношеском возрастных периодах. В это время девочка должна получить от папы признание достойной представительницей женского пола в виде одобрения её внешности и способностей.

На подсознательном уровне повзрослевшая дочка будет выбирать себе в партнёры такого же мужчину, как и её отец. Отношения дочери с отцом являются прототипом её отношений с противоположным полом. В неполной семье есть риск формирования у девочки неадекватного отношения к мужскому полу.

Авторитетный отец может повлиять на жизненный выбор дочери – нацеленность на карьеру или семейные ценности.

Правильно воспитанный ребенок, считают современные психологи, после достижения 18 лет должен быть готов уйти из семьи и начать самостоятельную жизнь. Позитивное воспитательное влияние отца на ребенка неоднократно подтверждено психологическими исследованиями – дети в таких семьях эмоционально более благополучны, более самостоятельны, больше уверены в себе, имеют адекватную самооценку и лучшую стрессоустойчивость.

Текст подготовила психолог Павлова И. А.

Ссылка на основную публикацию