Какова цель брака?

Женитьба: какой должна быть истинная цель?

Не так давно мне довелось услышать про священника, который ставил в тупик почти все молодые пары, приходившие к нему для заключения церковного брака. Когда очередная пара, молодой человек и девушка, пришли к нему и сказали, что хотят венчаться, он спросил их: «Почему вы хотите вступить в брак?»

Чуть помедлив, молодой человек сказал: «Потому что мы любим друг друга…»

Посмотрев на них по-отечески добрым и светлым взглядом, святой отец ответил: «Хорошо, однако это недостаточная причина. Почему ещё вы хотите вступить в брак?»

На этот раз пауза была заметно дольше, и молчание прервала девушка: «Мы хотим родить детей».

Глаз и губ священника коснулась едва заметная улыбка: «Это прекрасно. Однако и это недостаточная причина. Может быть, что-то ещё

Его ответ, казалось, совсем озадачил молодых людей. Они стояли в некоторой нерешительности, хотя могли придумать ещё десятки причин, почему они решились на этот шаг… Но они чувствовали, что ни одна из них не будет той, что ожидает услышать священник.

Наконец он нарушил молчание и сказал:

«Цель. Муж и жена должны иметь общую цель в жизни. Жизнь непроста, и вы можете потерять свою любовь. Ваши дети вырастут и покинут вас. Ваша общая цель — это то, что будет наполнять вашу жизнь смыслом, а душу — счастьем».

«Я весьма смутно себе представлял, что происходит…»

Не знаю, как вы, но когда я в первый раз женился, то вообще смутно себе представлял, что происходит и зачем я это делаю. И это при том, что мне было уже не 18. Я был студентом целого 4 курса и думал, что вполне понимаю, на что иду и что произойдет в моей жизни. Фото: Depositphotos

Это сейчас, спустя 10 лет, я ясно вижу, что весьма смутно себе представлял, что это было и для чего это делалось. Это сейчас я вижу, что мой первый брак был не более чем «стечением обстоятельств», но тогда все виделось иначе.

А что? Вроде давно вместе, живём неплохо, все вокруг уже как бы ждут, когда мы, наконец, станем мужем и женой… В итоге решение о женитьбе пришло, только оно было вообще не наше — прилетело извне, а мы, на свою голову, не потрудились это понять и сделать что-то разумное.

И вот мы муж и жена. Только непонятно, зачем. Непонятно, для чего.

Как мы планировали свое будущее и как его видели? Что мы хотели сделать в этой жизни вместе? Что могло бы нас удерживать после возникновения неизбежных трудностей и конфликтов? Почему, в конце концов, именно я и именно она?

Таких вопросов в наших юных головах не было… Итог невесел.

Рассогласование интересов и увлечений

В огромном количестве количестве пар и семей можно наблюдать похожую картину. Мужчина и женщина имеют разные интересы и увлечения и периодически сталкиваются на этой почве лбами. Фото: Depositphotos

Она ему: «Сколько уже можно гонять на карте?» А он в ответ: «Да ты на себя посмотри — все время бегаешь на свои танцы».

Проблема? Вроде бы да… Но не такая уж серьёзная, если люди умеют разговаривать друг с другом и искренне желают друг другу добра.

Конечно, увлечения тоже бывают разные. Скажем, если он в свободное время любит пострелять из пневматики в птиц, а она — покрутить голой попой в каком-нибудь кабаке, то это уже другая песня.

Это выход через уровень увлечений и интересов на уровень целей и ценностей, и тут действуют уже несколько иные законы.

Рассогласование целей и ценностей

Пример, который я привел чуть выше — это стык увлечений и ценностей, когда действия одного из супругов напрямую не затрагивают образ жизни и здоровье второго супруга.

В нём решающим является нравственный компонент, когда один считает действия второго недопустимыми преимущественно из-за их морально-нравственного компонента. Фото: Depositphotos

Но есть и рассогласование еще более высокого уровня, которое становится очевидным уже при изучении целей и ценностей каждого из партнеров. Понятно, что если человек не видит среди своих жизненных ценностей, например, семьи, то очень маловероятно, что он будет хорошим мужем/женой.

С этим моментом всё понятно, но есть ведь и другие варианты отношений в браке, когда достижение целей одним из супругов элементарно ущемляет цели и интересы другого.

Допустим, один хочет жить за городом на тихой деревенской улочке, а другой — в центре мегаполиса в гуще событий и тянет туда мужа/жену.

Или один из супругов отдает слишком много времени и сил работе, в то время как ценностью второго является максимум семейного общения, возможно, даже в ущерб большей материальной обеспеченности.

Очевидно, что ситуации подобного рода уже могут быть непреодолимым препятствием для счастливой совместной жизни или создания семьи, так как партнеры двигаются в прямо противоположных направлениях.

Понятно, что вопрос общей цели может быть слишком глубоким, особенно для молодых пар, вступающих в брак впервые. Фото: Depositphotos

Как правило, в это время в голове нет ничего долгосрочного — лишь смутное ощущение того, что случилось нечто хорошее, а дальше будет ещё лучше. Почему — совершенно непонятно. Наверное, просто потому, что теперь они стали мужем и женой.

Нет общей цели — пусть будет хотя бы общее направление

Очевидно, что сходу идеально совпасть по целям с малознакомым человеком практически нереально. Поэтому на стадии завязывания отношений убедитесь хотя бы в том, что если уж вы не идёте к одной и той же цели, то хотя бы смотрите примерно в одну сторону.

Это поможет вам в будущем лишь скорректировать общий путь, а не оказаться в ситуации «лебедь, рак и щука», когда противоречия почти неразрешимы, а единственным выходом видится развод.

Дети — не цель!

Предвидя вопросы некоторых женщин (в основном), сразу скажу, что делать целью своей жизни или замужества рождение и воспитание детей — затея не из лучших. И не потому, что я против детей (у меня самого их двое и, надеюсь, Бог даст ещё), а потому, что я против родителей, прикрывающих пустоту и бесцельность своей жизни «заботой» о детях. Фото: Depositphotos

«Заботой», которая не для ребенка, а для собственного эгоизма.

«Заботой», которая больше напоминает эмоциональный паразитизм.

«Заботой», которая является лишь формой навязчивого контроля.

«Заботой», которая парализует инициативу и самостоятельность ребенка (даже если у «ребенка» уже давно свои дети и даже внуки).

Многим женщинам после рождения детей кажется, что дети-то уж точно всегда будут с ними — до конца жизни. Но это иллюзия.

Весь процесс жизни человека — это ситуация постепенного обособления и отделения от родителей. И это абсолютно нормальный, естественный процесс, который нужно принять и смириться с ним.

Поэтому у супругов — свои задачи, а у детей — свои. И они будут решать их уже со своими супругами. И это будет правильно.

Основные цели христианского брака

Любовь и брак. Семья как малая Церковь

Православные основы семейных отношений

Семья начинается с брака, с того момента, как юноша и девушка определяют свой выбор и принимают решение о совместном построении единой жизненной судьбы для себя и своих будущих детей. Семья имеет религиозную основу. Обращаясь к истории, узнаем что устойчивость единобрачия, как социального феномена формировалась в христианской культуре. Духовной и психологической основой супружества являются религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом.

В православном понимании брак – событие онтологическое, так как соединяет мужа и жену в единую духовную плоть, Таинство, а семья – малая Церковь, в которой есть своя иерархия и своё служение. В ней присутствуют все свойства христианской Церкви: единство, святость, соборность, апостольство. Выражение «семья – малая церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. Ещё апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христианских супругов Акилу и Прискилу и приветствует их «и домашнюю их Церковь» ( Рим., 16, 4).

Церковь это объединение единства людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал:…«где двое или трое собранны во имя моё, там Я посреди их» (Мф., 18, 20). Епископы и священники – не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божиего участия в жизни верующих. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители так же призваны стать в первую очередь «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви».

Брак имеет цель в самом себе. Так как первая и главная цель христианского брака – полная и безраздельная преданность и общение супругов: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт., 2,24).

«Оставит» – это не значит забудет, уйдет навсегда, но выстроит другую систему отношений с родителями, другую иерархию. Для выполнения этого условия необходимо обрести в первую очередь эмоциональную, затем очередную и экономическую независимость от родителей. Независимость необходима, иначе семья не состоится как семья и не станет самостоятельной.

Брак имеет целью живое общение и взаимное совершенствование мужа и жены. Муж и жена, восполняя друг друга через взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу в духовно-нравственном совершенствовании и выполнении обоюдного назначения жизни (М. Григоревский. Учение св. Иоана Златоуста о браке. М. 2007.).

На духовном уровне цель брака глубока: это восстановление своей изначальной целостности, первообраза по образу и подобию Божию через безусловную любовь и принятие другого как самого себя. Это раскрытие через другого человека всей полноты личности.

В браке происходит преображение человека расширение его личности, преодоление экзистенционального одиночества и замкнутости на самом себе. В браке человек начинает видеть мир по-особому, через другую личность, с которой соединяется в единое духовное целое.

Для каждого из членов семьи брак, семья становится школой любви, в которой постоянно учатся отдавать себя другим, заботиться, оберегать. На основании взаимной супружеской любви рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, к бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам. В духовно здоровой семье всё общее: радость и горе. Все события семейной жизни объединяет и усиливает чувство взаимной любви.

Профессор протоирей Глеб Коледа говорил о том, что человек научается любви в браке. Семейные люди часто ищут в супружестве не школы любви, а самоутверждения и удовлетворения своих страстей. Такой брак изначально обречен на распад. В православной традиции семейная жизнь понимается как «путь ко спасению» через другого человека, восхождение к которому связанно с ношением «креста» повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания, согласия.

Святоотеческая литература называет семью школой жертвенной любви, так как именно здесь возможно проявление такой любви между самыми близкими людьми. Настоящая любовь может быть только жертвенной, её проявление возможно, но во всей полноте и силе после долгих лет совместной жизни.

Единение супругов в браке очень глубоко и оно, происходит на всех личностных уровнях: духовном, душевном и телесном.

Если брак имеет свою цель в самом себе, в безраздельной преданности супругов друг другу, то истинный брак возможен только при моногамии и нерасторжимости. Отличительной чертой такого брака является его вечность, причем не только в земной жизни, но и после смерти одного из супругов. Многожёнством исключается полная преданность и равенство двух лиц, требуемые существом брака (см. Мф., 11,3 – 6; 1Кор., 7,2 – 7). Второй и третий браки допускаются христианской Церковью (в случае смерти одного из супругов) как снисхождение к немощи человека. Для священника такого снисхождения не допускается: овдовев, он может вступить в новый брак только оставив своё священническое служение. При всей строгости к хранению чистоты брачной жизни, Ветхий Завет не выдерживал его норм и допускал многоженство как проявление стремления оставить после себя многочисленное потомство. В Новом Завете брак приобретает ту форму, которая была до грехопадения, – союза одного мужчины и одной женщины, совершенно исключая из их отношений полигамию.

Сожительство без регистрации в государственных органах, столь распространённое среди современной молодежи, Православная Церковь не считает браком. В таком сожительстве жертвенная любовь в принципе не рождается, т. к не возникает взаимной ответственности друг за друга, а наоборот, изначально присутствует элемент предательства: фактически став супругами мужчина и женщина хотят в любой момент быть свободными друг от друга. Это своего рода временный договор между ними, отсюда и именование его сторон – партнёры, что унизительно для достоинства человека. Вырастая в современном обществе потребления многие личности действительно не понимают, что самореализация личности возможна лишь в жертвенности, а не в приобретательстве.

Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть деторождение и воспитание детей. И Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения. Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родителям призваны беречь и «приумножать»; содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни. Воспитание детей в евангельских заповедях выражает цель и смысл родительства в семейной жизни.

Священное писание указывает еще одну цель брака – целомудрие. Сохраняя взаимную любовь и верность, вступающие в брак должны хранить супружескую чистоту и целомудрие. Спасение собственной души и успех в нравственном воспитание детей требуют от христианских супругов целомудрия и чистоты жизни. Без сохранения супружеского целомудрия не может быть крепкой любви между мужем и женой. Любовь и целомудрие взаимосвязаны и взаимозависимы.

«От любви», – говорит Иоанн Златоуст, – происходит постоянное целомудрие» [Иоанн Златоуст, свт. Беседа 4-я на послание к Титу 2. Творения. Т. 11.С. 862]. С другой стороны, «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный предал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, что бы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекрасней всех» [Иоанн Златоуст, свт. Там же. Т. 3. С. 211.].

Супружеское целомудрие проявляться во всем: в скромном обращении между собой и с посторонними, во всех действиях, в беседах, словах, мыслях, прежде всего, во взаимной верности мужа и жены. Верность – неизменный спутник супружеского целомудрия.

Вступая в брак, супруги дают перед лицом Церкви обещание верности друг другу до конца жизни. Эта взаимная верность должна простираться даже до глубины движения сердца, так как всякий кто смотрел на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф., 5, 28).С этой измены в сердце начинается супружеская неверность и на деле. Апостол указывает христианам: брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4); тех же, кто изменяет супружеской верности и оскверняет чистоту супружеского ложа, – блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр., 13, 4). Прелюбодеи Царствие Божия не наследуют (1 Кор., 6, 910).

По мнению свт. Иоанна Златоуста, супружеская неверность есть главное зло производящее разрушение семьи и семейного очага. Прелюбодеяние разрушает святость супружеского союза, уничтожает взаимное благорасположение и супружескую любовь. Оно приносит множество бедствий и преступлений [Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.3 .С. 211 – 213, 220:Т. 4. С. 596; Т.7 С. 502]. Перед законом о чистоте и целомудрии муж и жена равны.

Читайте также:  Секрет счастливого брака

Христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни. Поэтому христианский брак налагает на супругов настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к потомству, что их брачные венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников.

«Венцы брачныеэто веригиподвижнические, венцы победы над чувственностью и всяким чувственным грехом» [Михаил (Семёнов), иером. Таинство брака // Вопросы веры и жизни. С. 76 – 77]. В свидетельство этого торжества добра и света, победы в христианском браке духа над чувственностью, при совершении Таинства перед брачующимися полагается и святой Крест – символ самоотречения и служения Богу и ближним.

Это требование христианства соблюдать целомудрие в браке отражено и в молитвах венчания. Церковь молит Господа, Который есть «тайного и честного брака Священнодействователь и телесного Законоположитель, нетления хранитель», подать благодать брачующимся, чтобы сохранить в браке целомудрие, показать честный их брак, соблюсти «нескверное их ложе» и «непорочное их сожительство», чтобы они достигли старости «чистым сердцем делающим заповеди Божии» [Михаил (Семенов), иером. В поисках Лика Христова Православное русское слово. 1903. № 1. С. 121].

В Православной Церкви есть четкая система подсчета степеней родства, которая определяется числом восходящих и нисходящих линий до общего предка: между матерью и ребенком – первая степень родства, между внуком и бабушкой – вторая, между братом и сестрой – тоже вторая, между дядей и племянником – третья и т.д. Между мужем и женой – нулевая степень родства, так как они больше чем родственники: они часть друг друга. Поэтому в христианской традиции развод супругов немыслим, так как с самим собой развестись невозможно, а его существование в реальной жизни есть следствие человеческой слабости. Допуская возможность распада семьи в кризисной ситуации как легкое и простое решение сложных проблем, супруги часто видят в этом способ и средство, снимающее возникающее от взаимного общения раздражения. Понимание вечности брака дает силы для преодоления неизбежных испытаний, сложностей и разочарования семейной жизни. Отсутствие духовного фундамента в отношениях супругов порождает внутриличностные противоречия, эгоизм, безнравственность и безответственность, приводят к тому, что развод в решении семейных проблем становится нормой.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 1690 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Брак и Божий замысел

(Быт. 1:26-28, 2:18-24)

Принцип: Целью вашего брака являются дружеские отношения и партнерство в Божьей миссии.

Поразмышляйте:

Однажды у меня случился примерно такой разговор:

«Что происходит у вас, Иван?» — спросил я, у одного товарища, который был уже несколько лет женат.

Он с печалью ответил мне:

Я стараюсь много зарабатывать. Но, кажется, что мой жене Ирине уже всё равно. Как будто бы она не понимает, что она хочет. Да, и я немного запутался. Вот смотри — мы живём в красивом доме, каждый год у нас есть отпуск, мы воспитываем двоих прекрасных детей, у нас есть две машины, даже кошка и собака. Кажется, что я хороший муж. И я делаю для неё всё, что могу. Понимаешь, я даже большинство вечеров дома. У меня хорошая работа. У нас есть деньги. Мы ходим в церковь по воскресеньям. Я внимательный муж. Можно сказать, что мы чуть ли не образцовая семья! Но мне кажется, что мы раздражаем друг друга. Чего-то не хватает. Нет особой мотивации двигаться дальше. Как будто бы у нас нет важной цели.

Иван остановился. Он точно был хорошим мужем. Но он был прав. В их семье чего-то не хватало.

Библейский тексты:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [двое] одна плоть.

Перед нами известный текст. И у нас есть простые, но важные вопросы к нему:

1. Какое повеление получило сотворённое человечество?

2. Какое решение Бог предложил для одиночества Адама?

3. Что принесла Ева в жизнь Адама?

4. Как это помогает нам понять суть брака?

1. Общие представления о целях брака

Библия показывает нам брак как завет любви. Но какова его цель? Для чего нужен брак?

Обычно из этого текста выводят три основных цели брака:

  • Рождение детей
  • Защита от сексуальных искушений
  • Решение проблемы одиночества

Но так ли это на самом деле? Давайте поизучаем вместе.

1. Некоторые христиане говорят, что цель брака — это рождение детей. Они подчеркивают заповедь, данную первым мужчине и женщине — «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28).

Верно: брак — это Богом данная площадка, союз, среда, где должны появляться и расти дети. Семья дарит нам стабильность, примеры для подражания, взаимную заботу. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» означает, что все браки должны быть готовы принять детей.

Но: если брак заключается только в рождении детей, тогда бездетные браки были бы меньшими браками, и браки потеряли бы смысл, как только дети оставили отческий дом. На самом деле самая романтическая книга Библии — «Песнь песней», наполненная восторгом от любви в браке, ни разу не упоминает детей! Брак, ориентированный на детей, столкнётся с серьёзными проблемами, если пара окажется бездетной или дети вырастут и покинут дом. И если брак вращается вокруг детей, то они начнут думать, что они и есть центр Вселенной.

2. Некоторые христиане говорят, что цель брака — это сексуальная защита. Они ссылаются на известный текст из 1 Коринфянам 7:9: «ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.».

Верно: брак является единственным местом для проявления нашей сексуальности. Бог запрещает секс вне брака. По многим причинам. Такой секс разрушает человека и гневит Бога. По многочисленным опросам — лучшие интимные отношения именно у верующих людей. И это вполне понятно. Ведь секс — это прежде всего не техника секса, а отношения доверия и открытости, заботы и жертвенной любви, что свойственно настоящим верующим.

Но: брак был заключён до того, как человечество впало в грех. Поэтому он не может быть просто способом победы над нашими греховными похотям. Брак, ориентированный на секс, столкнётся с серьёзной проблемой, потому что, если целью вашего брака является секс, то секс — вот ваша подлинная любовь, а ваш супруг или супруга — всего лишь средство.

2. Дружеские отношения

Некоторые христиане говорят, что брак был создан для общения, дружбы, товарищества. И мы видим из нашего текста, что это точно было целью создания брака. Прочитаем ещё раз Бытие 2:18:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Во-первых, брак предназначен для дружбы, общения («не хорошо быть человеку одному»);

Во-вторых, для служения («сотворим ему помощника, соответственного ему»).

Смотрите — мы читаем Бытие 1:31 — Бог говорит, что творение было хорошим. Все было прекрасно. Но одно не было таким хорошим. Человек, мужчина не должен был быть один. И поэтому Бог даёт ему жену. Заметьте, пожалуйста, что брак — это идея Бога, не решение человека. И сколько бы не шутили люди об адекватности мужчин и женщин, мы видим, что наш Создатель сделал так, чтобы женщина стала самым подходящим партнёром и другом для мужчины, впрочем как и он для неё. И в браке — это партнёрство реализуется во всей полноте.

Кстати, Сам Бог был первым Отцом, который отдал невесту самому первому жениху: «и привел ее к человеку» (Быт. 2:22).

В Песне Песней 8:10 женщина говорит: «я буду в глазах его как достигшая полноты.»

Слово «полнота» — это перевод древнееврейского слова «шалом». Получается, что она та, кто приносит ему шалом. Еврейское слово «шалом» означает мир, но оно означает больше, чем мир. Оно означает отдых и удовлетворённость, целостность и завершённость. Она та, кто делает его цельным, кто его дополняет. В 7 главе 1-ом стихе она названа «Суламита» или буквально «Шуламмитская девушка». Но мы не знаем такого географического места под названием Шулам, поэтому это слово, вероятно, означает «его девушка шалома» или «его девушка, приносящая шалом». Она даёт ему отдых и делает его завершённым.

Это не значит, что я должен подходить к браку как к решению проблемы одиночества. Брак не задуман, чтобы разрешить моё сердечное желание быть любимым (это проблема одиночества). Но он стал решением моей нужды любить и служить другому (не быть одному, не быть одиночкой). Наша самая большая потребность — любить Бога и любить других. Брак даёт нам «другого», чтобы любить. И через это мы будем расти и обретать удовлетворение и радость.

Таким образом, товарищество или дружба в браке касается не только моих эмоциональных желаний, но и моей потребности отдавать, служить и любить. Если не бодрствовать и не быть аккуратным, то одинокие, несемейные люди могут прийти к тому, что со временем начнут потворствовать себе, и принимать решения, совсем не считаясь с другими, только бы им одним было удобно. Кстати, это приведёт к тому, что у них не будет получаться строить глубокую серьёзную дружбу. Брак же заставляет нас строить свою жизнь вокруг другого. И поэтому ведёт к глубоким отношениям. Это звучит парадоксально, но умирая для себя и своих прихотей, мы начинаем служить ближнему (супругу или супруге) и обретаем себя, лучше понимаем себя и своё призвание.

Женатый человек не может продолжать жить как холостой. Но безбрачие не следует рассматривать хорошим «планом Б». Потому что, по мере того как разворачивается история искупления, Библия даёт нам особое видение и для несемейных людей — быть частью Божьей семьи, иметь особую свободу для миссионерства и получить большую награду, частично даже при ещё земной жизни. (См. Марк 3:33-35; 1 Коринфянам 7:7-8, 32-35; Исаия 54:1-5; 56:1-5).

Если ваша цель в браке — быть любимым (вместо того, чтобы любить), то вы будете использовать свою любовь как средство для получения или вознаграждения за любовь, которую вы так жаждете. Это может очень быстро привести к тому, что кто-то из супругов начнёт использовать свою любовь как инструмент для наказания или контроля за своим спутником жизни. И в таких отношениях не будет радости и свободы, близости и настоящей душевной теплоты.

3. Партнёрство

Женщина — это не только спутник мужчины, который был один, но она также помощник в его служении. Они являются партнёрами в той миссии, которую Бог поручил человечеству. Все остальные миссии для семьи малы, недостаточны, и не удовлетворяют.

Несомненно, задача наполнения Земли детьми требует мужского и женского полов, и брак — является Богом данной средой, где рождаются и воспитываются дети. Но задача человечества — это не просто размножение. Задача состоит в том, чтобы отразить славу Бога в Его мире как носители Его образа. Это значит управлять миром, который дал нам Бог и отражать Его креативность и творчество в развитии культуры, науки, знаний, общества и так далее. По причине греха и истории искупления наша задача принимает новый оборот. Мы вовлечены в работу восстановления, обновления, исцеления восставшего творения. Мы провозглашаем Благую Весть распятого Царя, Который заплатил цену за бунт Своих подданных; и теперь наша преданность принадлежит исключительно этому Воскресшему Царю, Который спас нас ценой Своей смерти.

Некоторым людям лучше всего служить Богу как несемейным людям (Матфея 19:12; 1 Коринфянам 7:32-35). Для кого-то такой статус будет временным, а для кого-то он будет дарован на всю их земную жизнь. Но многим дано служить Богу в брачном статусе. Если вы состоите в браке, то ваш брак призван быть партнёрством в служении. Это не значит, что вы всегда совершаете труд вместе. Но это значит, что вы поддерживаете друг друга в служении Богу. И такой брак становится благословенным и цельным.

Понимаете, браки могут легко стать замкнутыми и потворствующими нашим прихотям и желаниям. Пара будет проводить большую часть своего времени друг с другом. Поскольку брак — это хорошая вещь, то такое поведение часто оправдывается христианским лексиконом. Но наш брак не принадлежит исключительно нам. Это подарок от Бога для служения (так же, как и безбрачие является особым даром для служения, 1 Коринфянам 7:7).

Замкнутые браки или семьи сконцентрированные только на себе, в конечном счёте, начнут высыхать или увядать — они превращаются в маленькие браки с небольшими горизонтами. Они становятся скучными и пустыми. Ваша семья является частью большой семьи — Божьей семьи, которая требует вашей основной верности (Марк 3:31-35).

Это здорово проводить время вместе, но осознайте, что вы также можете хорошо развиваться и дружить, служа вместе. Так что не посвящайте всё ваше время исключительно друг для друга, потому что служение Христу является центром вашего брака. Ваш брак принадлежит Богу. Он должен быть посвящён Ему и реализован для Его славы!

И только таким образом, он достигнет своей полноты и глубины.

Миссия брака должна быть больше, чем муж и жена, чтобы удовлетворять и развивать брак.

Призвание семьи – больше чем человеческое, чтобы дать окончательный смысл для всего брака!

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА. Сергей Морозов

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА. Сергей Морозов 27.11.2015 13:50

Институт семьи является величайшим даром Божьим человечеству. Как сказано в Послании к Ефесянам: “Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика” (Еф. 5, 32).

Для начала рассмотрим этимологию слов: брак, семья и супружество.

Брак – это семейный союз мужчины и женщины, супружество. Происходит от “бьрати” “брать” (замуж)[1].

Читайте также:  Как стать счастливой семьей?

Супружество – брачный союз, буквально — “в одной упряжке”[2].

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе[3]. Современный этимолог В.В. Семенцов утверждает, что слово “семья” происходит от слова “семя”[4].

Задача написания этой работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос о целях христианского брака. Если исходить из этимонов приведенных слов, выстроенных в логическую цепочку, получается, что целью брака, после того как мужчина взял себе в жены женщину, является единство мужа и жены. Другими словами, их цель вести по жизни “в одной упряжке” свое семейство, своих домочадцев. А целью христианского брака – единство мужа, жены и Христа. Будем считать наше предположение гипотезой, которую постараемся доказать в этой работе. Также в этой работе мы рассмотрим другую цель брачного союза – деторождение как наиболее распространенную и являющуюся главной в иудейском браке [5].

ЗАПОВЕДЬ “ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ”

Основы учения о браке следует искать в книгах Ветхого Завета. Рассмотрим два типа понятия «брак», первый, который был в Раю, и после изгнания людей из Рая. Вначале Бог сотворил мужчину, а потом и женщину, Адама и Еву. Вот как об этом сказано в книге Бытия: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою”[6] (Быт. 2, 7). “И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему”[7] (Быт. 2, 15-18). “И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно ребро его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились”[8] (Быт. 2, 21-25).

Интересный момент: в приведенном отрывке из Ветхого Завета указывается на заповедь о запрете вкушения от дерева познания добра и зла, чтобы не умереть. Бог дает эту заповедь Адаму сразу же после его рождения. И не говорит о заповеди “плодитесь и размножайтесь”, которая приведена в первой главе “Бытия”: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю”(Быт. 1, 27-28). Также в словах Христа и апостолов о браке нигде не упоминается о заповеди “плодитесь и размножайтесь”, ни в Евангелиях от Матфея и Марка, (Мф. 19, 5; Мк. 10, 7), ни в Послании к Ефесянам (Еф. 5, 31), ни в других местах. Из Ветхого Завета мы помним, что Адам познал жену свою только после изгнания из Рая. Что же получается, что райский брак не предполагал наличие детей у Адама с Евой? Ответ на этот вопрос мы находим опять же в ветхозаветных текстах. Дети – это дар Божий! (Бытие: гл. 4, 1, 25—26; гл. 6, 2; гл. 29, 33; гл. 30, 2, 6, 24; гл. 48, 9). “Разве я, а не Бог не дает тебе детей?”- говорит Иаков Рахили (Быт. 30, 2).

Получается, что рождение человека и рождение семьи самостоятельны по отношению друг к другу. Например, об этом говорил Климент Александрийский, святой Мефодий, епископ Патарский, Иоанн Златоуст. Последний утверждал, что “не раз обращает внимание на то, что благословение плодородия дано Адаму еще до создания жены, и точно так же не раз прямо утверждает, что “не сила брака умножает наш род”, но слова Господа, сказанные в начале: “плодитесь и размножайтесь” и что “рождение детей нужно приписывать не сожитию супругов, ни чему-либо другому, но Создателю”[9].

Для чего же тогда Бог сотворил женщину? Вот что написано об этом в книге Бытия: “Сотворим ему помощника” (Быт. 2, 18). Т.е. женщина творится как помощник мужчине. Но разве не лучшим помощником был бы другой мужчина? Этот вопрос задают блаженный Августин и Фома Аквинат. Они отсылают нас к переводу слова “помощник”. С еврейского эту фразу можно перевести следующим образом: “сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним”. Другими словами, Бог сотворил помощника не в труде, а в бытии. Создавая женщину, Бог взял часть из Адама. Теперь Он возвращает ему эту часть в виде Евы, однородного с Адамом человека, другой его половинкой, сотворенной из его же ребра. Отметим, что однородного в смысле метафизическом, а не пространственном. “И будут двое одна плоть!”

Слово “плоть” в Библии часто обозначает и самого человека. Например: “Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть” (Рим. 3, 20). Или, “И Слово стало плотию” (Ин. 1, 14). Получается, что “одна плоть” – это один целый человек. В книге Ветхого Завета так об этом прямо и сказано: “Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их” (Быт. 5, 1-2). В этом единстве и заключается тайна – “и будут двое одна плоть!”

При рассмотрении метафизического единства мужа и жены напрашивается сравнение с Единством Лиц Святой Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух. Кто может стать третьим лицом в союзе мужчины и женщины? Предположим, что третьим лицом могут стать их дети. Но в Послании к Ефесянам говорится, что “Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть” (Еф. 5, 31). Т.е. дети, повзрослев, оставляют своих родителей и создают новый союз, новое единство. И, таким образом, дети не могут быть третьим лицом единства мужчины и женщины. Сделав такой вывод, я изменил свое отношение к жизни Петра и Февроньи как образца семейной жизни. Например, в сочинении Ермолая-Еразма ничего не говорится о рождении у них детей. А я считал, что неполная семья не должна быть примером для вступающих в брак.

Приведем еще одну цитату из Библии. В книге Бытия находим интересный фрагмент текста о сотворении жены: “И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку” (Быт.2, 22). А в Новом Завете читаем: “И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 5-6). Обратим внимание, во-первых, Бог привел Еву к Адаму, а из второго фрагмента читает, что Бог их сочетал. Подобие Божественной Троицы есть союз мужчины с женщиной и с Богом. В связи с этим важно упомянуть слова Иоанна Златоуста, который говорит, что “в браке душа соединяется с Богом неизреченным неким союзом”[10]. Вот почему Климент Александрийский считал семейный союз подобием дома Господа. А другой известный богослов, Иоанн Златоуст, сравнивал семью с “малой церковью”[11]. Семья – это тот райский сад, в котором изначально она и появилась. С брака началась история человечества. История новозаветная также начинается с брака в Канне Галилейской. Христос присутствовал на этом брачном пире, свидетельствуя своим присутствием о законности и богоугодности этого союза.

Резюмируя вышесказанное, назовем брак оазисом, подобием райского сада, в котором и зародился брак между мужчиной и женщиной. И ничто не смогло разрушить этот островок любви до сих пор и не сможет и дальше. В этот рай помещаются вновь обретшие друг друга части одного целого человека, мужа и жены, которые могут пребывать в нем и далее, при условии принятия Бога и Его помощи. При условии уподобления любви Христа к Церкви, Его жертвенной всепрощающей любви. “Брачная любовь есть сильнейший тип любви, – пишет св. Иоанн Златоуст. – Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости”[12].

“Бог, чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь”[13],- говорит Феофил Антиохийский. Именно поэтому в жизни человека брак может быть только один, и недопустимы ни развод и ни повторное вступление в него. Повторное вступление в брачные узы показывает, что предыдущий брак не был по сути браком христианским, иначе какой смысл был бы в нем. Только христианский брак можно признать образцом и целью для людей. Потому что в нем происходит единение мужчины и женщины во Христе. Таким образом, нам удалось подтвердить нашу гипотезу.

[1] Яндекс-словари, электронный ресурс

[4] В.В.Семенцов, С.Ф.Щукина, Беседы о святых словах отечественного языка, Санкт-Петербург, 2011 год

[5]П. В. Добросельский, Супружеские отношения и грань греха, электронный ресурс: http://www.bibliotekar.ru/dobroselskiy-4/5.htm

[6] Библия, Книга Бытие, СПб: Виссон, 2010

[9] С. Троицкий, Христианская философия брака, гл. iii. Брачный идеализм и интуиция, электронный ресурс: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm

[10] Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч.Фаддея, архиепикопа Тверского, Христианский брак, (разработка урока для слушателей воскресной школы), электронный ресурс: http://www.bestreferat.ru/referat-406126.html

[11] С. Троицкий, Христианская философия брака, гл. iii. Брачный идеализм и интуиция, электронный ресурс: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm

[12] Пестов Н.Е., Сущность цели брака, электронный ресурс: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm

[13] М. Григоревский « Учение Святителя Иоанна Златоуста о браке» Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2000, стр.17-18

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ БРАКА, ЕГО УСТАНОВЛЕНИЕ, ЦЕЛЬ И СМЫСЛ

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак — «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана.Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак — это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь — одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке — возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Читайте также:  Как перестать ворчать на мужа

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака — деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат. Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж — глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое — Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою — мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос — Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего — как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Использование фотографий возможно с личного согласия автора.

28. О Таинстве Брака

28.1. Что такое брак в церковном понимании?

– Брак есть таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

28.2. Какова цель христианского брака? Только ли рождение детей?

– Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз стал средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продолжения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо единство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой семье», – это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отказаться от эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака – предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9).

28.3. Обязательно ли венчаться?

– Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в таинстве Брака, как и во всех других таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам – то это неправильно. Прежде чем венчаться необходимо обратиться к священнику за разъяснением смысла брака, необходимости и важности венчания.

28.4. Когда венчание не совершается?

– венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (Масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

28.5. Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

– Брак должен быть зарегистрирован в загсе. Необходимо заранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желающим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному таинству, следуя благочестивой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

28.6. Как записаться на венчание?

– Правильнее будет не просто записаться на Венчание, а прежде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо поговорить со священником. Если священник увидит, что желающие вступить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и записаться, то есть договориться о конкретном времени совершения таинства.

28.7. Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

– Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

28.8. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

– По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

28.9. Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

– Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

28.10. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

– Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

28.11. Почему жена должна подчиняться мужу?

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22–23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22–23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Кор. 11:11–12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает семью устроенную иерархично – жена сотворена помощницей мужу: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8–9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14–25). Все сказанное относится и к «малой церкви» – семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принадлежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, например, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это единолично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех областях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в некоторых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

28.12. Допускает ли Церковь второй брак?

После подтверждения епархиальной властью канонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в качестве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27–28, 39).

28.13. Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50 лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает предел для вдов – 60 лет, для мужчин – 70 лет (правила 24-е и 88-е).

«Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея» (прот. Владислав Цыпин «Церковное право»).

Ссылка на основную публикацию