Научить ребенка сочувствию: воспитание заботливого ребенка

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Как воспитать заботливого и чуткого ребенка

Советы родителям, которые помогут мотивировать детей на осмысленную заботу о других людях

Как воспитать заботливого и чуткого ребенка

Все родители хотят, чтобы их малыши росли заботливыми и чуткими людьми. Дети способны по-разному проявлять эти прекрасные чувства и соответствующее отношение. Например, ваша семилетняя дочь мечтает о паре джинсов лилового цвета. В поисках такой экзотики вы обходите несколько магазинов и внезапно натыкаетесь на стойку с джинсами с оттенками розового, светло-голубого и… лилового цвета! Среди них ваша дочь находит джинсы своего размера. Вдруг к стойке подходит еще одна девочка в поисках аналогичной пары того же размера.

К сожалению, в магазине есть только одна пара джинсов этого необычного цвета. Совершенно разочарованная и опечаленная девочка разворачивается, чтобы уйти ни с чем. И тут, к вашему большому удивлению (и радости), вы слышите, как ваша дочь говорит: «Девочка, хочешь эту пару? Бери! А я вместо них возьму розовые».

В итоге вы покупаете дочери пару розовых джинсов вместо лиловых, которые она так хотела, но это ее ни чуть не беспокоит, потому что она рада, что уступила их другой девочке. У ребенка развивается умение проявлять чуткость и заботу – просто потрясающе!

Когда дети проявляют заботу и сострадание, это всегда поражает. Несомненно, нужно прививать малышам такое милосердное отношение с раннего детства, но, воспитание чувства ответственности за свои действия, которое при этом является определяющим, – это процесс, который проходит постепенно, начинаясь в дошкольном и заканчиваясь в старшем школьном возрасте.

Далее представлены шесть проверенных советов о воспитании заботливого ребенка.

1. Поощряйте внимание и заботу

Учите ребенка быть нежным и ласковым. Ваш ребенок с радостью берет на руки новорожденного малыша, но это получается у него как-то грубовато? Ничего, просто наберитесь терпения и покажите ему правильный способ. Скажите: «Ты хватаешь малыша немного резко. Давай делать это нежно. Вот так. ». Затем коснитесь руки вашего ребенка и наглядно покажите ему, как выглядит нежное прикосновение.

Говорите мягко. Ваше благодушие будет служить детям примером того, как необходимо относиться к другим людям. Когда вашему ребенку больно или он неважно себя чувствует, дарите ему свое тепло и заботу: «Мама очень переживает, что ты себя плохо чувствуешь. Давай, ты ляжешь на диван, мы тебя укутаем, чтобы тебе стало тепло и уютно и ты смог отдохнуть, пока я приготовлю ужин».

2. Учите сочувствию на примерах

Вы всей семьей отправляетесь на ужин в ресторан, и официантка приносит вам не те блюда, которые вы заказали. И хотя вы прождали свой заказ полчаса (да и дети очень голодны!), не поддавайтесь искушению прокричать: «Да что это такое, в самом деле? Это совершенно не то, что мы заказывали!».

Лучше покажите пример терпения и понимания. Скажите: «Простите, мои дети заказали курицу, а не говядину. Не могли бы вы забрать это и принести те блюда, которые мы заказывали?». Потом объясните ситуацию детям и попросите их поставить себя на место другого человека (официантки): «Как, по вашему мнению, чувствует себя человек на такой суетливой и хлопотной работе?».

3. Пишите оригинальные письма благодарности

В современном техно-сумасшедшем мире люди для выражения своих мыслей используют, как правило, электронную почту, смс и социальные сети. Хотя это все прекрасно, но собственноручно написанная записка с приятными милыми словами – это отличный пример выражения благодарности.

Когда дети получают приятный подарок или неожиданную помощь, попросите их написать личное благодарственное письмо. Спросите их: «Как бы вы себя почувствовали, если бы потратили кучу времени на выбор великолепного подарка для друга, а он вас не поблагодарил бы?» и «Что почувствует ваш друг, когда получит по почте очень личное письмо со словами благодарности?».

Если ваш ребенок еще мал, не настаивайте на том, чтобы он обязательно брал в руки ручку и писал записку (даже если он просто подумает о том, как выразить свою благодарность, это уже огромное достижение). Просто сами напишите письмо и попросите малыша подписать его.

4. Одобряйте добрые поступки

Когда вы видите, как ваш сын предлагает приятелю половину своего бутерброда, обращайте на это свое внимание и подчеркивайте: «Ты молодец, что поделился своим бутербродом, хотя он был совсем небольшим». И добавьте: «Как ты думаешь, что он почувствовал, когда ты с ним поделился?».

Или, как в случае с лиловыми джинсами, можно сказать дочери: «Доченька, это просто потрясающе, что ты отдала девочке последнюю пару джинсов, хотя так сильно их хотела. Как ты думаешь, что она почувствовала, когда надела их в школу в первый раз?».

Это сеет семена доброты, которые прорастут в будущем.

5. Волонтерская деятельность

Родители могут беспокоиться из-за того, что знакомство детей с суровыми жизненными реалиями будет слишком травмировать их неокрепшую эмоциональную сферу. Но, оказывается, когда дети видят страдания других людей, они начинают испытывать благодарность за то, что имеют и гордиться тем, что могут помочь кому-то.

Прекрасный способ привлечь детей к волонтерской деятельности – помогать в церкви перед религиозными праздниками, посещать дома престарелых и интернаты. Нужно, чтобы дети рассматривали благотворительность как ответственность, а не как один из вариантов деятельности. Если в вашей семье войдут в привычку благотворительность и волонтерская деятельность, дети, когда вырастут, будут не только сами помогать обездоленным людям, но и пропагандировать волонтерскую работу среди своих друзей, однокурсников. Ваши дети поймут, что не все малыши так хорошо питаются и получают такую же любовь и заботу, как они.

6. Учите детей проявлять заботу в дружеских отношениях

Одна из лучших возможностей для родителей научить детей заботе и сочувствию предоставляется им во время ежедневных игр на детской площадке:

  • Запрещайте детям обзывать других детей. Начинать учить состраданию нужно с рассказа ребенку о том, что допустимо, а что нет. Например, во время игры вашего сына с другим мальчиком вы услышали, как ваш ребенок назвал приятеля «рева-корова». Конечно, это не ужасное оскорбление и даже может заставить вас засмеяться, но, вместо того чтобы не обратить внимание на инцидент, немедленно вмешайтесь и расскажите ребенку о том, что доброта по отношению к окружающим является правилом, а говорить обидные слова недопустимо. Если вы вмешиваетесь немедленно, вы даете понять ребенку, что доброта должна стоять на первом месте, а обзываться нельзя ни при каких обстоятельствах.
  • Отмечайте доброту. Когда вы замечаете, как ваш ребенок предлагает лопатку другу в песочнице, отметьте его действия фразой: «Ты проявил себя как хороший друг» или «Ты очень хорошо проявил заботу». Со временем он поймет, что помощь другу, сестре, соседу и любому человеку – это то, что вы цените.
  • Будьте внимательным. Хотя гораздо проще раздать приглашения на день рождения ребенка прямо на детской площадке, чем отправлять их по почте или телефону, объясните ребенку, что те дети, которые будут находиться рядом и при этом не получат приглашения, могут обидеться. Объясните, что, хотя вы не можете пригласить на праздник абсолютно всех детей, вы можете сделать так, чтобы те дети, которых вы не пригласили, не чувствовали себя обиженными. Четко объясните ребенку, что благоразумный способ решить ситуацию заключается в том, чтобы никто не обиделся. Если вы объясняете ребенку, почему вы поступаете так, а не иначе, это оставит у него неизгладимое впечатление. И в будущем он, надо надеяться, будет вести себя так же, как и вы в подобной ситуации.

Как научить детей сочувствию

Несколько лет назад я упала с лестницы в офисе. Результат — перелом лодыжки, сильные ушибы на лице и синяк под глазом. Когда меня отпустили из больницы домой и я с трудом вползла в квартиру, мои дочери оторопели. Их лица выражали смесь страха и растерянности.

Увидев, как они испуганы, я постаралась успокоить их, заверив, что со мной все нормально, что я просто упала с лестницы и все будет хорошо. Я добралась до дивана, провожаемая их испуганными взглядами. Наверное, я сразу провалилась в сон, а когда проснулась, то обнаружила, что мой подбитый глаз заклеен, на столике стоит чашка чая и лежит кусок моего любимого пирога, а дочки сидят рядом.

У детей врожденная способность к сочувствию. Они от природы умеют сопереживать чужой боли и грусти — идет ли речь о других детях или домашних животных. По мере того как ребенок растет и развивается, начинается своеобразная внутренняя борьба — эмпатия «конкурирует» с детским эгоизмом и неразвитым самоконтролем.

Мы, взрослые, должны подавать им пример, ведь дети в основном учатся через подражание родителям

Дети способны научиться быть терпеливыми и думать о других, если родители будут способствовать развитию у них этих качеств. Большинству из нас доводилось быть свидетелями истерик, которые закатывают дети, когда они устали, проголодались, испытывают дискомфорт или когда им не дают того, что хочется, и не разрешают заниматься тем, чем хочется. Со временем они учатся лучше переносить такую неудовлетворенность.

Очень важно учить детей быть терпимыми и сочувствовать другим. Мы, взрослые, должны подавать им пример, ведь дети в основном учатся через подражание родителям и другим близким. Мы учимся сочувствию всю жизнь, и родителям стоит как можно раньше начать говорить об этом с ребенком. В этих разговорах важно не избегать «трудных» вопросов и открыто обсуждать индивидуальные различия.

Дети очень любопытны и часто задают такие вопросы о людях, вещах, о мире, что взрослые удивляются: почему ребенок вообще об этом подумал? То, как дети выражают свои эмоции, реагируют на конфликтные ситуации и на чужие переживания, во многом зависит от их темперамента.

Как воспитывать в детях способность к сочувствию

1. Поощряйте в них любопытство и страсть к исследованию мира.

2. Учите их заботиться о других и о себе.

3. Не культивируйте в них эгоизм и избалованность, не поощряйте грубость.

4. Своим примером показывайте, как проявлять чуткость, заботу, сопереживание.

5. Откажитесь от двойных стандартов: не относитесь к каким-то группам людей иначе, чем к остальным.

6. Научите правильно относиться к ошибкам: объясните, что ошибки неизбежны, их надо признать, принять на себя ответственность и извиниться. Если ошибку совершаете вы, покажите правильную реакцию своим примером.

7. Следите, чтобы они соблюдали правила. Четко установленные неизменные ограничения помогают детям понять, как их поведение и проступки влияют на других.

8. Обращайте внимание на ситуации, когда дети проявляют доброту и сочувствие, хвалите их. Например: «Мне понравилось, что ты помог другу обработать ранку, когда он упал».

9. Поощряйте в детях желание помогать другим.

10. Отучайте их навешивать на других ярлыки и плохо отзываться о людях.

11. Не оставляйте неподобающее поведение безнаказанным.

По мере взросления дети начнут лучше понимать важность и ценность сострадания, особенно если будут участвовать в благотворительной или волонтерской деятельности. Сострадание помогает развивать и другие важные личностные качества, которые пригодятся ребенку, когда он вырастет, и вдобавок помогут ему относиться к другим более терпимо.

«У меня очень чувствительный ребенок»

Ваш сын рыдает, потрясенный смертью жука, которого случайно раздавил в ванной, а дочь поддразнили подруги, и она, придя домой в слезах, отказывается есть… Возможно, ваш ребенок относится к тем 15–20% детей, которые обладают высокой чувствительностью.

Восемь привычек, которые мешают осуществить мечту

Поменять профессию, усыновить ребенка, отправиться учить язык за границу… Наверное, у каждого из нас есть свои устремления, цели или хотя бы смутные желания что-то совершить, изменить, поправить. Почему же эти намерения и реальность часто не находят точек соприкосновения?

Воспитание сочувствия у дошкольников

наталья волкова
Воспитание сочувствия у дошкольников

Воспитание сочувствия у дошкольников.

Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, мы, взрослые, не всегда понимаем, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого,с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», или «Котенок-котёнок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?» и т. п. Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает её, но девочка не перестает плакать,и вдруг ей говорит: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено»? В этих словах и сочувствие и желание разделить горе подруги, её боль. И вот с умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Однако дети не всегда выбирают правильный путь для того, чтобы быть самым хорошим. Одни бескорыстны в своем желании помочь сверстнику, искренне сочувствуют, скромны. Другие, стараясь показать себя самым лучшим, сравнивают себя со своим товарищем таким образом, что товарищ всегда оказывается хуже. Например,дети говорят о себе: «Я лучше тебя строю», «Я лучше тебя рисую», «У меня платье лучше» и т. п. Часто когда вечером приходят родители,дети жалуются: «Вашего Колю сегодня наказали, а меня нет». В голосе этих детей нет ни тени сожаления, они даже как будто рады, что их товарищ вел себя плохо. В таких случаях очень важны слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно. Здесь может вмешаться воспитатель и сказать: «Завтра вы расскажете Колиной маме, как он хорошо рисует на занятиях, и мама очень обрадуется.» Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым, формируются чувства ребенка. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на своего сверстника до тех пор, пока его не накажут, или же взрослый не сделает ему замечание. Ведь дети знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны пожалеть товарища. А вот не жалеют. Почему? Их ведь не учили сочувствию, но их и не учили злорадству. В этом вина нас взрослых. Да мы специально этому их не учили. Но при этом и не замечали, не останавливали, не разъясняли каждый пусть и незаметный, но неблагородный поступок ребенка. Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство сочувствия, желание совершить хороший поступок, вызвать у него стыд, раскаяние, когда поступил плохо, очень важно найти такие приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживал его сверстник. И здесь большое значение имеет художественное слово. Читая детям художественные произведения,мы вызывает у детей различные чувства: радость, желание подрожать положительным героям, чувство осуждения отрицательным. И дети постепенно начинают понимать, что такое совесть, стыд,в чём выражается зло.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно, дети узнают о том, что добрый человек, никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей и взрослых. Добрый человек не мучает животных.

Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются чувства у ребенка. Ребенка с первых своих дней нужно сознательно учить относиться к жизни и понемногу узнавать обо всем, что создано для него. Детям нужно рассказывать обо всем происходящем, только так мы сможем привить ребенку чувство любви и сочувствия к ближнему.Перед взрослыми стоит целый ряд вопросов: как преподнести ребенку плохое? О чем он должен знать и о чём не должен? В каких случаях у него нужно вызывать чувство сочувствия, сожаления, а в каких- нет? Почему ребенок должен сочувствовать тому, кому плохо? На все эти вопросы нет однозначного ответа, да его и не может быть. В каждом случае взрослые должны использовать свои соответствующие приемы воздействия на ребенка. В детском коллективе нужно воспитывать негативное отношение к плохому, но, ни в коем случае, нельзя способствовать появлению озлобленности, чувства превосходства, злорадства у остальных детей. Нужно объяснять детям, почему вы так поступаете по отношению к плохому.

Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует на ребенка сильнее, чем грубые замечания, наказание. В коллективе, где к ребенку относятся с уважением, а недостатки искореняют доброжелательным смехом и шутками, как правило, нет озлобленных детей. Шутка порой может вызвать чувство обиды, слёзы, но достаточно ребенку объяснить, почему с ним так пошутили, и слезы высыхают. Мы знаем, что маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека-это одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

«Гендерное воспитание дошкольников» Советы родителям как правильно воспитывать сыновей и дочерей. Свершилось долгожданное чудо, и вашей семье появился ребёнок. В это самое.

Экологическое воспитание дошкольников Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Воспитатель Товпеко Ольга Михайловна. Разработчик: старший воспитатель Дашкова Елена Леонидовна.

Экологическое воспитание дошкольников Мало кто осознаёт, насколько важно поддерживать чистоту в городе, заботиться о природе. Как можно научить ребёнка не на словах, а на деле.

Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.

Патриотическое воспитание дошкольников Близится праздник -День защитника Отечества. Наши мальчишки,будущие защитники нас с вами нуждаются в знаниях о нашей армии,о нашем героическом.

Полоролевое воспитание дошкольников. Первые 5-6 лет жизни- это период когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики.

Умственное воспитание дошкольников «Умственное воспитание дошкольников» Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Каждого надо только открыть. Умственное воспитание.

Воспитание трудолюбия у дошкольников Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство. (Уэйтли) Трудолюбие.

Экологическое воспитание дошкольников Жизненный путь человека с самого начала немыслим вне мира живого. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью.

Экологическое воспитание дошкольников Невозможно воспитать детей без привлечения в помощники воспитателю природы нашей планеты, природы родного края – самого естественного источника.

7 шагов: как научить ребенка заботиться о других

Ученые Гарвардского университета, занимающиеся вопросами развития человеческого потенциала, составили список несложных рекомендаций.

Текст: Наталья Евгеньева · 28 июля 2017

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был заботливым, понимающим, вежливым, с моральными принципами. Пресловутый стакан воды опять же. Но сами по себе дети такими почему-то не растут. Им нужна помощь взрослых. Специалисты Гарвардского университета составили список из семи простых советов, которые помогут вам воспитать действительно классного парня или девушку.

1. Общайтесь с детьми

Имеется в виду не сюсюканье или, наоборот, окрики в стиле «Не трогай!» или «Отойди оттуда!», а совместное времяпрепровождение. То есть когда ваше внимание безраздельно отдано ребенку и разговорам с ним. Ведь только собственным примером можно научить ребенка искренне интересоваться чьей-то жизнью. Поощряйте его старания, хвалите за достижения. Расспрашивайте детей, чтобы поддерживать осмысленную беседу. Если вы с ребенком выстроите отношения, выдержанные в позитивном, уважительном и доброжелательном ключе, он потом сможет и сам строить такие же.

2. Будьте образцом для подражания

Слова словами, но дети перенимают поведение, а не провозглашаемые принципы. Если вы призываете детей быть честными, терпеливыми, заботливыми, а сами при этом врете, злитесь и эгоистично съедаете лучший кусок торта, вряд ли у вас что-то получится. Потому что – повторимся – воспитательную силу имеют поступки, а не слова. Если вы где-то ошиблись, нарушили собственные принципы, объясните ребенку, в чем ошиблись и как все исправите. К тому же так вы дадите понять ребенку, что к человеку, которому доверяешь, всегда можно прийти за советом, помощью или просто за душевным разговором.

3. Научите думать о последствиях

Главное качество хорошего человека – не создавать неудобств и проблем на ровном месте другим людям. Вас ведь раздражает бездумное поведение попутчиков, которые вытягивают ноги в проход? Или прохожих, которые внезапно тормозят на самом узком месте тротуара и начинают копаться в телефоне? А они ведь просто не подумали, что могут причинять кому-то неудобство. Ребенок должен понять, что он должен быть заботливым не только по отношению к членам семьи и близким людям, но и ко всем вообще. В школе, на детской площадке – ко всем без исключения. Объясните ему это, тогда он научится думать о последствиях своих поступков.

4. Дайте возможность заботиться

Помощь по дому – прекрасный способ продемонстрировать заботу. Малыши с удовольствием лезут во всякие домашние дела, но взрослые обычно их отстраняют: испачкается, да и переделывать все придется. А вот не стоит. Ребенок привыкнет, что домашняя рутина его не касается, и будет воспринимать труд мамы на кухне как должное. А там и до более глобального неуважения к чужому труду недалеко. Доверяйте детям, позволяйте им помогать. Учите их говорить спасибо за еду, чистую одежду. И благодарите их самих за пусть маленькую, но помощь.

5. Научите состраданию

Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Можно попробовать такой прием: если ребенок столкнулся с какой-то проблемой, решил ее и признал, что это было непросто, расскажите ему, с какими трудностями сталкиваются другие люди. Начните с близких – им легче сопереживать, чем гипотетическим «голодающим детям Африки». Главное в истории – чтобы она вызывала эмоциональный отклик. Тогда ребенок научится и сочувствовать, и понимать, что житейские сложности – это не конец света.

6. Справился сам – помоги другому

Помогать по дому – это одно. А забота об окружающем мире – другое. Попытайтесь сыграть на интересах ребенка: например, если он любит животных, предложите ему побывать на экскурсии в приюте для зверей, объясните, как им можно помочь. Прекрасный повод для беседы об этических нормах в обществе, кстати. Ведь взять питомца, обещать любить и заботиться о нем, а потом выбросить – поступок недостойный. Видя реальный пример, ребенок быстрее это поймет.

7. Управление гневом

Умение разруливать противоречия – штука важная. Не всем ведь удается гасить конфликты или решать их миром. Для начала научите ребенка разбираться в своих чувствах и справляться с негативом: гневом, злостью, агрессией. Все эти приемы, которые помогают взять себя в руки – вдох – выдох, посчитать мысленно до десяти – они действительно работают. Просто мы о них не вспоминаем. А если начать работать с этими инструментами с детства, это станет привычкой. И конфликтов в жизни вашего ребенка станет меньше.

Как учить детей сопереживанию и зачем это делать

Эмпатия – это способность чувствовать и понимать эмоции других. Большинство психологов считает, что это врожденное качество. То есть младенцы, наблюдая за расстроенными или счастливыми взрослыми, могут испытывать похожие чувства.

Когда ребенку исполняется два года, он уже способен понять, что человеку рядом плохо и даже предложить ему поддержку.

Помощь двухлетнего ребенка своеобразна, малыш еще не осознает, что действительно будет полезно другому человеку. Например, он может предложить расстроенному человеку свою бутылочку или любимую игрушку. Малыш хочет помочь, но у него нет знания и навыков оказания поддержки. Лишь к 6-7 годам ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации. Понимать, как чувствуют себя определенные социальные группы людей – например, бездомные – человек начинает к подростковому возрасту.

Теория о врожденной эмпатии считается общепринятой, но случаи, когда первые проявления детской эмпатии «запаздывают» – тоже не редкость. Влиять на это могут и врожденные качества, и жизненный опыт ребенка.

В современном мире можно и нужно развивать способность к сопереживанию

Почему важно учить эмпатии?

Известно, что дети с высокой эмпатией склонны вступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании друзей. Таким образом, дети способствуют уменьшению буллинга (травли) в школах и на улицах. Опыт поддержки и защиты слабых помогает детям приобрести здоровую устойчивую самооценку.

Высокая эмпатия способствует счастью и успеху, когда ребенок становится взрослым. Это касается, в первую очередь, личной жизни.

Эмпатия помогает выстраивать отношения с друзьями, создавать семью и воспитывать детей. Люди, легко воспринимающие и понимающие чувства других, успешны и в работе.

Они способны к эффективным переговорам, сотрудничеству, хорошо работают в команде. Работодатели часто называют эмпатию одним из важнейших навыков в современных условиях рынка.

Эмпатичные люди проявляют чуткость, распознавая насущные проблемы общества или групп населения, и находят их решения. Например, они изобретают технологии сбора пресной воды для засушливых территорий или легко складывающуюся детскую коляску. Вообще, большинство изобретений удовлетворяют нужды людей, которые трудно угадать без способности к пониманию их проблем и чувств.

Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию?

Обратите внимание на то, что важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, человек придет в замешательство, не имея понятия, как себя вести, и надолго оставаясь с тяжелым чувством беспомощности. «Заразившись» гневом окружающих, люди могут вовлекаться в деструктивное и жестокое поведение группы – это становится основой для развития буллинга и травли. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения.

Подавайте пример заботы и сострадания. Говорите о том, как вы сочувствуете другим людям. Делитесь собственными радостями и переживаниями. Показывайте детям, что вы рады их успехам и сочувствуете их горестям.

Учите детей словам, описывающим эмоции. Называйте чувства, которые переживаете вы, другие люди и ваш ребенок. «Мне очень грустно из-за того, что умерла бабушка». «Ты плачешь, потому что испугался? Тебе страшно?». «Твой брат злится, потому что ему не досталось пирога». Поощряйте других членов семьи делиться своими чувствами.

Помогайте ребенку интерпретировать эмоции людей. Спрашивайте: «Как ты думаешь, почему эта девочка плачет?», «Что мог увидеть этот человек, который выглядит таким удивленным?».

Поощряйте сострадание и взаимопомощь. Благодарите детей не только за помощь вам, но и за помощь другим людям.

Старайтесь поощрять не редкие добрые поступки, а последовательное эмпатичное поведение.

Не хвалите слишком часто, но напоминайте ребенку о том, что он уже долгое время вел себя как заботливый сострадательный человек.

Поддерживайте детей в стремлении к сотрудничеству. Важно поощрять детей не только к тому, чтобы делать что-то для других, но и вместе с другими.

Подарите ребенку плюшевую игрушку и любимую куклу. Существует стереотип, что это игрушки для девочек. Но психологи отмечают, что даже мальчикам полезно играть с куклами и плюшевыми животными. Это развивает в них навыки заботы о живых существах. Совершенно необязательно предлагать мальчику играть с Барби или пупсом. Вашему маленькому сыну точно понравится большая кукла, похожая на настоящего человечка.

Читайте вместе и поощряйте чтение художественной литературы. Книги рассказывают о судьбах людей, они вовлекают читателя в переживания героев. Обсуждайте эмоции и действия героев книг и фильмов: «Как, ты думаешь, он себя чувствует? Как можно помочь ему почувствовать себя лучше?»

Помогайте детям видеть различие и сходство людей. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.

Никогда не бейте детей! Избегайте ругани и излишней требовательности. Не запрещайте детям выражать чувства. Не говорите мальчикам, что мужчины не плачут. Такое поведение родителей может не только затормозить развитие способности к сопереживанию, но и спровоцировать разнообразные психологические проблемы в детстве и взрослой жизни.

Будьте терпеливы. Никто из нас не может быть эмпатичным и сострадательным всегда, даже взрослые. Чтобы поставить себя на место другого требуется немало душевных сил, это утомляет. А для ребенка освоение любого навыка занимает долгое время и требует множества повторений. Так что помогайте детям научиться эмпатии и состраданию, но не требуйте от них зрелого поведения.

Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим
консультация по теме

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ “Детский сад №42 “Лукоморье”

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ»

Подготовил: воспитатель Карцан О.В.

г. Балашиха 2013

Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее и неприязнь ко злу формируются с детства. Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребенок усваивает первую школу общения с близкими. Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка.

Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях.

Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.

Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи.

Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

Вы – родители, должны помнить, что любое неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать как взрослые. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей не

уменьшаются. Они становятся все значительнее. Родители воздействуют на чувства, сознание и волю дошкольника.

Детям среднего дошкольного возраста свойственно стремление к общению со сверстниками, взрослыми, и родители должны с уважением относиться к их дружбе с детьми.

Особую роль в воспитании заботливого отношения к окружающим играет детская литература. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их выражению сочувствия, сопереживания.

Включая дошкольника в активную жизнь в семье (трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение к родителям и другим членам семьи. Для ребенка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие.

Совместное и последовательное осуществление задач воспитания в детском саду и семье – одно из решающих условий формирования правильных отношений, умения жить с людьми.

Читайте также:  Как стать счастливой семьей?
Ссылка на основную публикацию