Совет родителям, как дисциплинировать ребенка

Муниципальное учреждение «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
150014, г. Ярославль, ул. Б.Октябрьская, д.122

Правила – это, чего ребенок обязательно должен придерживаться, и даже если на первый взгляд эта мысль кажется противоречивой, именно правила поведения дают ребенку чувство уверенности и защищенности. Важно, чтобы родители передавали детям эти правила постепенно.

Помните, что ребенок ХОЧЕТ, чтобы вы приучали его к дисциплине
Хотя ребенок протестует против ваших требований и не желает подчиняться дисциплине, на самом деле он стремится к ней. Ребенку крайне необходимо чувствовать, что родители следят за ним, присматривают, помогают ему управлять своими эмоциями, уверенно направляют и не боятся его. Даже когда кажется, что он хочет быть хозяином положения и сражается с родителями, чтобы этого добиться, на самом деле он предпочитает потерпеть поражение. Он знает, что слишком юн, чтобы отвечать за все. Он нуждается в защитнике, в ком-нибудь, на кого можно смотреть снизу вверх. Если он все время добивается своего, если он в состоянии запугать родителей, он теряет защитников. Он остается один, сам по себе. Да и родительское раздражение не проходит даром. Ребенок побеждает с помощью плача, нытья и приставаний, но на лице отца и матери — недовольство и отчуждение, даже если те беспомощно отступают. «О’кей, пусть будет по-твоему,» — говорит взрослый: он уже сыт по горло. Ребенок выигрывает мелкое сражение, но проигрывает войну: он теряет любовь и надежную поддержку взрослых. И потом — если ребенок в принципе послушен и дисциплинирован, родители могут спокойно, без раздражения переносить его слезы и скандалы. Эти демонстрации — лишь «достойное» отступление с поля боя. А за ними — благодарный ребенок, который только рад, что ему дан должный отпор любящими, заботливыми и. бесстрашными родителями.

Давайте ясные и конкретные указания
Ребенку необходимо точно знать, что от него требуют. Сказать ему «веди себя хорошо» — это, по сути дела, ничего не сказать. Что именно он при этом должен делать и чего не должен? Конечно, родителям может показаться, что детям и так известно, что подразумевается под «хорошим поведением». Однако ребенок не всегда знает, что конкретно ему следует предпринять, чтобы угодить родителям.

Гораздо полезнее и эффективнее точно определить задачи ребенка. Тогда и он, и сами родители будут ясно видеть, выполнены требования или нет. Вот, для сравнения, несколько типичных примеров расплывчатости и четкости в родительских указаниях:

– «Веди себя хорошо» / «Не бегай, ходи спокойно. Говори тихо, не кричи. Делай, что тебе говорят, а не то, что тебе хочется»;
– «Наведи порядок» / «Положи игрушки на полки, одежду повесь в шкаф»;
– «Ешь аккуратно» / «Ешь над тарелкой, чтобы не пролить суп, жуй медленно, с закрытым ртом и не чавкай»;
– «Приходи пораньше» / «Возвращайся к пяти часам»;
– «Оденься потеплее» / «Надень шапку, шарф и варежки».

Точность и определенность предотвращают недоразумения и помогают детям выполнять поставленные перед ними задачи.

Создавайте правила
Когда ребенок знаком с требованиями родителей, ему легче их выполнять. Чем яснее выражено требование, тем вероятнее, что оно будет выполнено. Нечеткие родительские указания ведут к путанице, недоразумениям и непослушанию. Существует особая стандартная форма точных указаний (назовем их «правилами»), которые помогают ребенку вести себя соответственно и как можно реже попадать в конфликтные ситуации.

Правила помогают и родителям в воспитательной работе. С введением простых правил можно избежать множества досадных споров и пререканий. Например, ребенок каждый день до обеда просит что-нибудь сладкое. В понедельник он ноет: «Можно взять фруктовое мороженое? На улице так жарко!» Во вторник: «Можно взять печенье? Я такой голодный!» В среду: «Можно попробовать крем от субботнего пирога?» В четверг: «Можно пожевать жвачку, которую дал мне Юра?» Каждая из этих просьб сопровождается маленьким сражением:

Мать: Я не хотела бы, чтобы ты сейчас что-нибудь ел.
Ребенок: НУ, ПОЖАЛУЙСТА!
Мать: Ты испортишь аппетит перед обедом.
Ребенок: Я обещаю, что съем все-все, что ты дашь!

В иные дни побеждает мать, в иные — ребенок. Двойственное отношение матери к проблеме мешает радикально изменить ситуацию. С одной стороны, ей не хочется, чтобы ребенок перебивал себе аппетит сладостями, кроме того, она в принципе против лакомств в будни. С другой стороны, она еще не приняла окончательного решения, и ее «да» и «нет» каждый раз зависят от того, насколько вредной и ненужной она считает очередную сладость. А так как ребенок эпизодически получает то, что просит, он продолжает просить постоянно. Труднее всего искоренить то, что иногда разрешается. Иными словами, если ребенок всегда получает в ответ «нет», он в конце концов перестает просить.

Для того, чтобы исправить положение, мама должна занять твердую позицию. В подходящий момент, в бесконфликтной, дружелюбной обстановке, когда ребенок ничего не выпрашивает, она знакомит его с правилом.

Правила следует формулировать в утвердительной форме, тогда они, как и все виды позитивного общения, вызывают меньший протест и большее желание сотрудничать.
Правила должны быть краткими: «Едим только в кухне»; «В доме — в тапочках»; «Уборка — до завтрака»; «Едим с закрытым ртом»; «Помогаем по очереди»; «Играем в чистой комнате» и т.д. Правда, когда правило только вводится, можно дать его в развернутой форме — для абсолютной ясности.
Правил не должно быть слишком много.
Выработанные совместно правила вызывают у детей больше энтузиазма. Кроме того, они быстро схватывают их удобство и преимущества и с удовольствием конструируют «схемы», в которых им легче и приятнее существовать.

Сохраняйте твердость
Оставаться твердым — это значит:
1) знать, чего хочешь достигнуть;
2) четко определить свои требования — для себя и для детей;
3) добиться их выполнения.

Знайте: ЕСЛИ ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ ИГНОРИРУЮТСЯ ДЕТЬМИ, ПРИЧИНА – В ВАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ ДВОЙСТВЕННОСТИ.

Принимая решение, не отступайте от него. Для утверждения авторитета и власти необходимо доводить до конца как добрые обещания, так и грозные посулы. Если родители не уверены, что могут осуществить обещанное наказание, следует обдумать проблему и устранить ее. Ребенку можно сказать: «Извини, но я подумал как следует и понял, что наказание, о котором я тебя предупреждал, — не совсем подходящая мера по такой-то и такой-то причине. И я меняю его на другое». Конечно, слишком часто менять решение не стоит, но это честнее, чем лишать обещанной награды или отменять заслуженное наказание. Невыполненное обещание пагубно влияет и на доверие к родителям, и на их авторитет.

Чтобы сохранять твердость при решении воспитательных задач, следует с самого начала досконально обдумать следующие вопросы:
– Какую цель мы преследуем?
– Какие конкретно результаты нас удовлетворят на первом этапе и чего мы ожидаем в будущем?
– Какую именно тактику мы готовы применить без всяких оговорок?
Эти вопросы надо задавать себе при решении как малых, так и больших задач. Ответы на них помогут свести к минимуму разногласия с детьми и добиться успехов в воспитании.

Не нужно зависеть от школы, чтобы научить ребенка всему, что ему нужно знать
Учителя не могут сделать все сами. Важно, чтобы вы помогали своему ребенку учиться, и то, что вы будете работать со своим ребенком дома, улучшит то, как он/она будет учиться в школе. Не забывайте каждый вечер проверять его уроки, а также дайте ребенку понять, каковы ваши ожидания.

Представьте себе, что в комнате находится ваша приятельница или соседка и что вы при ней наставляете ребенка.
Поразительна разница между тем, как родители обращаются со своими детьми на людях и за закрытыми дверьми. Они со всей очевидностью демонстрируют высокий уровень контроля над своими эмоциями, когда им не хочется ставить себя в неловкое положение перед другими людьми. Простая мысль, что в комнате есть посторонние люди, мобилизует самоконтроль, заставляет прибегать в общении с детьми к разуму, а не к эмоциям.

Не наказывайте ребенка в присутствии других людей
Если ваш ребенок плохо себя ведет, отведите его в сторону и объясните, что он сделал неправильно, и каким будет его наказание. Наказывая ребенка в присутствии других людей, вы только придете к ненужному смущению, которое может навредить самооценке вашего ребенка.

Старайтесь не сдаваться или уступать, если вы уже сказали «нет»
Сказав ребенку «нет», а потом отступив, когда он/она начинает раздражаться, вы только научите его, что раздражение – это способ получить то, что он хочет. Это только усилит плохое поведение, нежели научит хорошему.

Помните! Непоследовательное поведение родителей сбивает ребенка с толку, запутывает его.

«Как помочь ребенку стать дисциплинированным» ,
скачать буклет (.pdf)

Как дисциплинировать малышей: советы родителям

Когда дети начинают проявля ть свою независимость,

наличие и соблюдение ими ограничений ,

закладывает основу для хорошего поведения в будущем .

Когда и как следует приучать малышей к порядку

Дети начинают понимать, что означает слово «нет» примерно в семь месяцев . Когда же они сами начинают говорить, у многи х слово «нет» становится любимым на довольно продолжительный период . К сожалению, все дети про ходят стадию развития , когда они радостно игнорируют запреты мам ы или пап ы и другие попытки их дисциплин ировать . Родители должны понимать и быть готовыми к тому, что для детей это естественно и необходимо — двигать границы , проверя я свою независимость и пыта ясь исследовать мир на своих условиях.

Почему дисциплина важна

Большая часть запретов в первые годы жизни ребенка — это просто меры по обеспечени ю его безопасности : м ы не прикасаемся к духовке , м ы не тянем за хвост кота , м ы не выходим на проезжую часть . Но одновременно с у стан овкой четких правил на раннем этапе развития ребенка родители закладывают основу для хорошего поведения в будущем.

Наличие установленных границ име е т и другие преимущества. Рассказывая детям, как о е поведени е приемлемо, а какое нет, родители в действительно сти хот ят их просто обезопасить. Дети должны знать, что родители отвеча ют за них и направля ют их энергию на те занятия , в которых малыши могут безопасно развивать свои навыки и чувствовать себя самостоятельными (например, разрешается игра ть с пластиковым набором для чая , но нельзя прик асаться к настоящему чайнику и горячим чашкам ) .

Правила помо гают детям усваивать основы взаимоотношений с други ми людьми или , по крайней мере, созда ют предпосылки для эмпатии. Двухлетние дети могут быть слишком эгоцентричными, чтобы понять, как себя в данной ситуации чувствуют другие, но они вполне могут осознать , что совместное использование чего-то — это хорош о и весело, и тогда ребенок спокойно будет обмениваться игрушками сначала с бабушкой, а потом и с другими детьми .

Но как родители должны разговаривать о правила х с детьми и как эти правила могут быть соблюдены, особенно когда дети очень м алы и не пон имают последствий своих действий ?

Выработк а п олезных привычек

Кристин Каротерс, клинический психолог из Института детского интеллекта, объясняет , что большинство родител ей устанавливают ограничения, не осознавая этого : «Один из самых естественных способов создания границ — это выработка полезных привычек у ваших детей . Они могут не знать, что это такое, но они знают ритуал отхода ко сн у: у нас вечером всегда есть ванна, мы читаем нашу книгу, идем спать в нашей собственной постели».

Создавая привычн ый распорядок дня , родители учат детей тому, чего ожидать, поэтому нет неприятных сюрпризов, а также устан а вл иваются четк ие границы для бодрствования и сна .

Как д исциплин ировать малыш а здесь и сейчас

Разумеется , большая часть нашей жизни не рас планирована заранее , поэтому родителям нужн о знать , как исправить поведение ребенка и за крепить границы дозволенного в данный момент. «Если есть четкое правило, например не нажимать что-то, а ребенок это делает, то вам нужно исправить его неправильное действие в тот момент, когда вы его видите», — объясняет доктор Каротерс. Но как вы это можете исправ ить эффективно?

Читайте также:  6 вещей, как сделать брак крепче

Родители часто говорят: «Не делай этого» или «Не льзя », но на самом деле более полезн ы не запреты, а переключение на другое действие — нужно рассказать детям, что ты считаешь полезным сделать . «Дети знают, что означает «нет» , но они не знают , что делать дальше, поэтому вы всегда должны иметь альтернатив ное действие для них, — объясняет Каротерс . — Держите ситуацию под контролем и проследите, чтобы все было сделано правильно …»

Для детей старше т рех лет родители могут делать т айм-аут в случае а грессивного поведения. Д-р Каротерс объясняет тайм-аут как «время , свободное от вашего позитивного внимания». Поэтому вы можете сказать: «Мы держим руки при себе. Вы удар или своего брата, так что теперь вам нужно сидеть в этом кресле » . Но д ля маленьких детей тайм-аут не должен быть длиннее трех минут. П осле завершения тайм-аута вы можете сказать ребенку, что он должен делать дальше: «Вы можете дать своему брату игрушку» или «Вы можете осторожно коснуться и погладить своего брата».

Родители довольно рано могут начать устанавливать естественные последствия для плохого поведения ребенка. Например, если ребенок прыгает с разбега на кушетку, естественным следствием может быть практика спокойно го сидения на диване. Если он напишет на стене, то вы можете заставить е го вымыть стену. Конечно, он не с мо жет качественно очистить стену, но уже сама попытка отмывания стены усили т неотвратимость соблюдения ваши х правил.

Будьте реалистичны в своих ожиданиях

В некоторых ситуациях полагаться на свою способность быстро реагировать взрослым абсолютно не стоит . Например, многие малыши выбегают на улицу, если видят что-то интересное , и , конечно, они не осознают потенциальную опасность проезжей части . «Мы не можем ожидать, что малыш установит для себя этот предел, — объясняет доктор Каротерс, — поэтому ро дител и должны четко контролировать ребенка, если его жизни может угрожать опасность ».

При движении по тротуар у, например, вам нужно постоянно держать руку своего малыша, чтобы он был в безопасности. Д октор Каротерс также призывает родителей постоянно говорить что-то вроде: « Молодец, ты крепко держ ишься за руку мамы! Спасибо, что оста ешься рядом со мной ! » . Это позволяет вашему ребенку у знать, какое именно его поведени е вы одобряете, что вам нравится в его действиях .

Подумайте о том, что ваш ребенок способен делать, а что нет , и не ожидайте от него подвигов самоконтроля . Вряд ли его увлечет просто долгая прогулка или неподвижное стояние при выполнении скучной (для не го ) социальной функции. М алыши очень эгоцентричны, поэтому для них более важно удовлетворить собственные потребности, чем , например, спокойно сидеть со всеми за ужином. Правда, е сть проверенные способы поощрения хорошего поведения : много хвалите ребенка з а то, что он сидит на своем месте, выполняя все, что вы от него ожидаете , когда же придет время перерыва — дайте возможность малышу отдохнуть от идеальных манер и набегаться .

Ответ родителей на истерику ребенка

Два-три года — э то также возраст, когда у детей начина ю тся приступы истерик и . Для этого есть несколько причин. Маленькие дети все еще учатся общаться, их языковые способности не совершенны, им сложн о выразить свои мысли . «Ребенок может действовать агрессивно , если он не умеет высказать или справиться самостоятельно с такими чувствами, к ак разочарование, гнев или смущение», — объясняет д октор Каротерс.

Но ребенок может закатывать истерику еще и потому , что заметил закономерность: когда он действует очень эмоционально , люди чаще и быстрее склонны реагировать на него , и в большинстве случаев он получает то, что хочет. Вот почему так важно игнорировать детские истерики , даже когда они смущают окружающих и вас . П отакание детской ярост и и шумным истерикам непреднамеренно усиливает и закрепляет отрицательное поведение ребенка , которое он использовал, чтобы получить желаемое. В общем, это совсем не то, что вы должны поощрять . Вместо этого родители должны спокойно ждать, пока ребенок успокоится, а затем сразу же похвалит ь его за то, что он спокоен.

Доктор Каротерс приводит такой пример. «Скажите, что вы покидаете продуктовый магазин, и ваш ребенок начинает закатывать истерику и останавливать вас, потому что он хочет Золотую рыбу. Вы можете сказать: «Спасибо, что сказали мне, что вы хотите Золотую рыбу. Мне тоже нравится Золотая рыба. В следующий раз, когда мы пойдем в магазин, мы сможем получить Золотую рыбу». Если ваш ребенок не перестанет истерить, рекомендуется разрешить ему продолжать играть эту роль и не сдаваться, даже если вы устали и очень хотите прекратить это. Если вы не желаете закрепить истерики в качестве эффективной тактики ведения переговоров, то нужно постоянно объяснять детям, что бывают времена, когда мы получаем то, что хотим, и когда мы не получаем того, чего хотим. Это естественно, это просто жизнь.

Удовлетворение потребности в самостоятельности

Двух-трехлетние дети могут также проявлять инициативу, потому что они хотят сами контролировать ситуацию и участвовать в принятии решений. Действительно, для малышей полезно по мере взросления начинать принимать больше решений самостоятельно и быть более независимыми, но в разумных пределах, конечно. Например, ваш двухлетний ребенок может выбрать, что надеть на прогулку из предложенного мамой, какие игрушки взять с собой, в какую игру он хочет сыграть или показать, что он хотел бы посмотреть, но он не должен решать, как долго он будет смотреть телевизор или будет ли принимать ванну вечером — это уже взрослые решения.

Развитие дисциплины у детей

Дисциплина – это то, чему приходится учить каждого ребенка. И для того, чтобы окружающие не сошли с ума от его проделок, и для того, чтобы во взрослой жизни он умел трудолюбиво и усердно добиваться поставленных целей. Это один из тех аспектов воспитания, в которых необходимость найти «золотую середину» оказывается наиболее острой. Ведь как недостаток внимания, так и чрезмерное увлечение дисциплиной ребенка чреваты негативными последствиями. В этой статье мы расскажем вам, что нужно делать, чтобы найти этот важный баланс.

Четкость формулировок – лучший друг дисциплины

Для развития дисциплины у детей очень важно понимать, что те вещи, которые для вас очевидны и понятны, для них таковыми не являются. И это не значит, что они плохие, невоспитанные, невнимательные и так далее – это значит лишь, что они просто еще не усвоили в достаточной мере тот социальный опыт, который сделал бы эти вещи очевидными и для них. Поэтому одна из основных заповедей успешного формирования дисциплины у ребенка – это четкость, точность и конкретность. В практическом плане она выражается в следующих правилах:

  • Любые правила необходимо обговаривать уверенно и однозначно, при возможности – объяснять, почему их необходимо соблюдать. «Не надо бросать игрушку на асфальт, потому что она может поломаться», «не надо пить воду из холодильника, потому что ты можешь заболеть», «не надо прыгать в чистой одежде по лужам, потому что она запачкается, и маме придется ее снова стирать» – вполне понятные и четкие правила. В отличие от «не веди себя как свинья», «не позорь меня», «все дети нормальные, а ты портишь все, к чему прикасаешься». Такие слова не просто занижают самооценку ребенка – они еще и оставляют его в недоумении, потому что он не понимает, что именно делает не так.
  • Родители, бабушки, дедушки и другие люди, участвующие в воспитании ребенка, должны выработать общую систему взглядов на него. Потому что если один будет требовать от ребенка одного, другой – другого, третий – третьего, то никакой жизнеспособной системы норм, правил и полезных привычек у него не выработается. Все взрослые должны быть последовательны и концептуальны в своем стремлении приучить его к дисциплине.

  • Не стоит пугать ребенка угрозами, которые не могут быть исполнены. «Оставайся здесь, а я уйду домой», «я больше никогда не буду покупать тебе одежду», «ты будешь сидеть дома все каникулы» – это слишком жестокие и неадекватные наказания, которые вы, с большой долей вероятности, не исполните (и правильно сделаете). Ребенок это обязательно заметит: то, что вы предъявили определенную угрозу, но повели себя вразрез с ней. Это войдет в диссонанс с его представлением о том, что ваши указания всегда разумны и логичны, и в следующий раз он уже подумает, прежде чем вас послушаться.

Характер родителей очень важен для укрепления характера ребенка

Еще одна группа правил, связанных с необходимостью приучить ребенка к дисциплине, имеет отношение непосредственно к родителям, их стойкости и силе воли. Не надо рассматривать малыша как своего противника, однако и не уважать себя, проявлять слабость и мягкотелость тоже не стоит. Вы должны оставаться верны своим убеждениям, несмотря на его капризы, или все потуги по развитию дисциплины пойдут прахом. Для этого не помешает помнить следующее:

  • Исключений из правил быть не должно, или они должны быть минимальными, обоснованными и объясненными. Особенно, если ребенок еще достаточно маленький. С подростками уже можно обговаривать спорные ситуации и возможность где-то, в каких-то условиях немного поступиться своими принципами. Но дети в возрасте до 10-12 лет просто сядут вам на шею, если вы будете непоследовательны в своих поступках. Поэтому если вы говорите, что переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора, то в присутствии ребенка вы ни в коем случае не должны перебегать ее на красный или даже на оранжевый. Если вы утверждаете, что есть всухомятку нельзя, то ребенок не должен увидеть вас на диване с бутербродом в руке.

  • За проступком должно следовать наказание. Это значит, что, во-первых, вы не должны стушевываться или спускать все на тормозах, если ребенок осознанно идет наперекор установленной системе правил. Вы должны принять этот вызов и выдержать его, чего бы это вам ни стоило, или не сможете рассчитывать на авторитет в глазах своего чада. А во-вторых – не стоит игнорировать непослушание просто потому, что вам стало его жалко, или вам лень, или вы устали и вам хочется отдохнуть. Другое дело, что наказание не должно быть чрезмерно суровым, но оно все же должно быть.
  • Старайтесь контролировать свои эмоции. Это бывает очень сложно, и порой так хочется просто накричать на ребенка или треснуть его по пятой точке, но делать этого нельзя. Это неконструктивно и не приучит его к дисциплине – более того, заставит сомневаться в ее значимости. Если вы уж очень злы и рассержены, то можете это вербализировать. Лучше скажите ребенку о своем огорчении из-за совершения им какого-то поступка, чем наорите на него и смешайте его душевное равновесие и самооценку с грязью.

Любовь и грамотный подход к делу творят чудеса

Еще несколько правил касательно того, как научить ребенка дисциплине, связаны с любовью родителей и их готовностью/умением грамотно организовать его быт и досуг. Это следующие правила:

  • Продумайте вместе с ребенком распорядок его дня и следите за тем, чтобы он ему следовал. Распорядок, конечно же, должен быть удобен, но вместе с тем полезен и эффективен. Когда малыш подрастет, вы также можете научить его планировать дела на несколько дней вперед, делать соответствующие записи в еженедельнике. А с подростком можно обсуждать и основы финансовой грамотности, включая рациональное распределение денег.

  • Учите ребенка дисциплине не ради себя, а ради него. Вы должны всегда помнить, что хотите сделать его более дисциплинированным, чтобы ему было проще и комфортнее во взрослой жизни, чтобы он добивался поставленных целей, был здоров и счастлив. А не для того, чтобы он был удобным для вас.
  • Никогда не забывайте про любовь. При всей важности проявлений характера и прохождения проверки детскими капризами родители всегда должны оставаться для ребенка теми, кто любит его, несмотря ни на что, и к кому он всегда может прийти за помощью. Не давайте ему усомниться в этом: ни словом, ни делом. Наказывая за какой-либо проступок, делайте акцент именно на этом проступке, а не на личности ребенка в целом.
Читайте также:  Секрет счастливого брака

  • Активно используйте положительное подкрепление. Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, очень чувствительны к похвале. Поэтому когда они делают что-то хорошо, вы должны это замечать, благодарить и хвалить их. И ни в коем случае не оставлять их успехи и старания, даже самые мелкие, без внимания и поощрения.
  • При необходимости утешайте ребенка после того, как он понес наказание. Это чаще всего необходимо маленьким детям: даже вполне щадящее наказание может прилично выбить их из колеи. И если после него ребенок нуждается в успокоении и утешении, то родители должны ему их предоставить. При этом не будет лишним еще раз доступно объяснить, почему наказание имело место быть, и как нужно себя вести, чтобы больше подобное не повторялось.
  • Делайте что-нибудь вместе с ребенком, или просите его о помощи. В глубине души все дети, во-первых, любят чувствовать себя нужными и полезными для старших, а во-вторых – способны быстро учиться, когда перед глазами есть живой пример. Поэтому вы вполне можете выполнять какие-то задачи, например, по дому, вместе, и показывать ребенку, как делать их качественно и аккуратно. Чтобы приучить его к порядку и дисциплине, можно позволять ему делать что-то самостоятельно, но лишь то, для чего у него достаточно знаний, умений и навыков.

Итак, привить ребенку дисциплину можно, причем вовсе не обязательно делать это со скандалами и истериками. Конечно, случаи, когда вам придется хорошенько напрячь свою нервную систему, неизбежно будут. Но вы можете выходить из них с пользой и для вас, и для ребенка, если будете следовать приведенным выше советам.

Совет родителям «Дисциплинируем ребенка»

Диана Голиневич
Совет родителям «Дисциплинируем ребенка»

Дисциплинируем ребенка: советы родителям

Приучить ребенка к дисциплине не только в интересах родителей. Понимание границ также улучшает общее настроение ребенка и позволяет ему легче себя чувствовать во взаимодействии с другими людьми. Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, заключается в том, как дисциплинировать ребенка так, чтобы он вырос счастливым и приспособленным к жизни человеком, который не только пользуется своими правами, но и выполняет обязанности. Дисциплинированный ребенок знает, что привилегии нужно заработать.

Чтобы понять, как привить ребенку дисциплину, родители прежде всего должны отделить само понятие «дисциплина» от негативных контекстов, связанных с ним. Дисциплина не означает наказание или лишение каких-то привилегий. Это понятие скорее связано с хорошим поведением, самоуважением, управлением своими эмоциями, уважением к другим и способностью справляться со стрессами.

Рассмотрим несколько советов, как родители могут дисциплинировать ребенка.

1. Сохраняйте спокойствие в ситуациях, когда ребенок проявляет непослушание. Помните, что в этой ситуации вы взрослый и, если вы повышаете голос или кричите на ребенка, то отказываетесь от своей власти и опускаетесь на один уровень с ребенком.

Также такое ваше поведение учит ребенка, что проявления гнева и потеря самоконтроля – вполне приемлемое поведение.

2. Дисциплинирование ребенка должно быть позитивным. Не стоит критиковать ребенка за то, что он сделал неправильно. Вместо этого скажите ему, что, если бы он поступил по-другому, это могло бы привести к лучшим последствиям. В следующий раз ребенок поступит по-другому.

Если ребенок не до конца сделал порученную ему работу, например, не убрал все вещи в своей комнате, вы можете сказать ему, что он хорошо собрал свои игрушки, но почему-то забыл заправить свою кровать. Его комната выглядела бы красивее, если бы он сделал уборку до конца.

3. Будьте последовательны. Это одно из основных правил в дисциплинировании ребенка. Если вы действуете непоследовательно, ребенок смущен такими противоречиями. Если сегодня вы разрешаете ребенку покататься на улице на велосипеде, завтра вы не должны запрещать ему это без особой причины. Наказывая сегодня ребенка за то, что он не выучил уроки, запрещая ему играть в компьютерные игры, в будущем вы не должны проявлять снисхождение в подобных случаях и позволять ему играть в игры.

4. Показывайте ребенку хороший пример. Желая, чтобы ребенок был вежливым с незнакомыми людьми или спрашивал разрешения, прежде чем брать чьи-то вещи, не проявляйте грубость по отношению к людям в его присутствии. Прививая ребенку привычки здорового питания, вы сами должны употреблять только здоровую пищу.

Если вы хотите, чтобы ребенок вел здоровый образ жизни и занимался спортом, вам следует не просто заставлять его кататься на велосипеде, а отправляться на велопрогулку вместе с ним. Сделайте велопрогулки веселым занятием или семейной традицией, а не обязанностью.

5. Никогда не говорите ребенку фразу: «Потому что я так сказал», чтобы показать, что ваши слова обсуждению не подлежат, а ребенок должен подчиниться в любом случае. Это неэффективный способ дисциплинировать ребенка. Лучше спокойно, но твердо объясните ребенку, почему он должен поступить определенным образом и почему ваши слова не подлежат обсуждению.

Объясняйте ребенку свои решения: не отказывайте ему в такой привилегии только потому, что он еще ребенок.

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Гиперактивность представляет собой.

Памятка родителям «Психологический настрой ребенка» Уважаемые родители рекомендую вам прислушаться: Помните: от того как Вы разбудите ребёнка, зависит его психологический настрой на весь.

Информация для родителей «Памятка родителям от ребенка» *** Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю.

Памятка-совет родителям • Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор. •.

Приучаем ребенка к труду. Советы родителям Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Уже с ранних лет дети с удовольствием начинают.

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности? Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного.

Советы родителям гиперактивного ребенка Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?.

Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыкальное воспитание – важная часть в семейном воспитании. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие.

Советы родителям по обеспечению безопасности ребенка СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это конечно же зависит от многих.

Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или о наказании за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, когда надо начинать воспитывать двухлетнего ребенка, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей против пеленания порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. режим — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.
Читайте также:  Какова цель брака?

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Советы

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть церковная дисциплина) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Как дисциплинировать ребенка!

Здравствуйте, читатели блога! Согласитесь, дисциплинирование детей не должно быть хлопотной проблемой. Эта статья даст вам представление того, как дисциплинировать ребенка. Попробовав эти способы позитивного подхода к воспитанию, вы сможете научить его дисциплине. Поэтому прочитайте, как можно это делать правильно.

Слово любовь звучит мягко, а дисциплина звучит жестко. Они должны идти рука об руку в области детского воспитания. Поэтому вы также узнаете что значит дисциплинировать? Каковы цели или польза от этого также каких ошибок следует избегать родителям? Таковы некоторые мысли на которых мы сосредоточим внимание. К сожалению, дисциплину часто отождествляют с наказанием. Поэтому давайте выясним вначале, значение этого слова.

Что значит дисциплинировать ребенка

Дисциплинировать — это значит распространять знания с целью научить, обучить, привить навыки. Это обучать в соответствии с установленными правилами; приучать к систематическим и регулярным действиям. Дисциплинировать — означает взять под контроль, чтобы действуя систематически, сформировать привычку послушания.

Как дисциплинировать ребенка

С любовью без гнева и ярости.
Дисциплинировать ребенка да ещё правильно — это непростая задача. Некоторые дети слишком чувствительны и легко ранимы даже мягким упреком. Другие не поддаются даже тяжелой брани. Существуют различные мнения и ведется множество споров о методах и надлежащих способах дисциплинирования детей.

Однако, все эксперты сходятся во мнении, что чрезмерное физическое наказание наносит только вред, и ничего хорошего ребенку. Поэтому постоянно шлепать детей — не метод, его следует избегать.

Если приходится наказывать , старайтесь не злоупотреблять этим, раздражая или даже обижая своих детей постоянными упреками, замечаниями, ограничениями. Ограничения необходимы, но иногда родители настолько умножают или расширяют правила, что они становятся обременительными и обескураживающими для детей.

Важно помнить: ярость и дисциплина — понятия несовместимы! Ребенка необходимо дисциплинировать с любовью и логикой.

Своим примером.
Бесполезно советовать ребенку говорить правду, когда родители сами откровенно лгут. Бесполезно поощрять говорить мягко и вежливо, когда родители всё время кричат друг на друга. Поэтому прежде чем думать о дисциплинировании ребенка родители должны это применить к себе. Как это сделать?

Например, серьезная ошибка, которую многие родители совершают — позволить ребенку увидеть, что между ними нет согласия и существует разница во мнениях. Неправильно, когда один из родителей поддерживает ребенка и разрешает ему говорить или делать то, что запретил другой родитель. Получается не родители дисциплинируют ребенка, а ребенок родителей. Совершая эту ошибку, родители сводят на нет любые усилия привить полезные навыки деточке.

Поэтому всегда думайте о последствиях ваших слов и поступков на психику ребенка, сосредоточившись на желании научить, обучить, привить навыки. Также родителям никогда нельзя использовать своих детей для сведения личных счетов, особенно когда один из родителей запрещает что-то деточке, которая затем спрашивает разрешения у другого родителя.

Не задабривая ребенка покупками.
Многие родители думают, что любить деточку — означает покупать, давать все, что ей хочется. Это опасное заблуждение. Важно, чтобы ребенок учился понимать: желания должны соответствовать доходам семьи.

Даже если родители могут себе позволить удовлетворять все прихоти детей, лучше иногда им отказывать. Мы все выражаем свою любовь, даря некоторые подарки, но любовь — это что-то более глубокое и глубже, чем подарок. Любовь включает в себя понимание, что для деток лучше в долгосрочной перспективе и сделает их ответственными людьми?

Ребенок быстро учится понимать, что мощным инструментом для получения своего, является плач. Когда плач не помогает дитятко прибегает к истеричному плачу. Это может очень раздражать и ставить родителей в неловкое положение особенно в общественных местах. Матери легко сдаются на требования ребенка, уступают ему, чтобы остановить плач.

Не редкость увидеть как все члены семьи «пляшут» перед деточкой, умоляя перестать плакать. Маленький «тиран» быстро выдвигает свои требования. Поэтому умение отказывать деточке в прихотях, учит быть дисциплинированным.

Не поддаваясь претензиям соседей.
Часто обеспокоенные соседи подливают масло в огонь. Спрашивают, почему ребенок плачет, добавив повода к замешательству родителей. Важно знать: как поступать в такой ситуации? Спокойно, но твердо объясните ребенку: 1) слезами, плачем, он горю не поможет; 2) вы не поддадитесь претензиям, уговорам соседей; 3) всеравно добьетесь поставленной цели — послушание ребенка, которому лучше послушаться.

Воздерживаясь постоянно ругать дитя.
Пытаясь быть жесткими с детьми, мы часто пробуждаем в них ощущение, что не любим их. Поэтому показывайте свою любовь и привязанность к ним чаще и больше, чем показываете свой гнев. Уверенность, а не агрессивность должна быть ключом.

Помните: критика малоэффективна. Она только навредит вашим детям, подорвав их чувство собственного достоинства. Вместо этого сосредоточьтесь на положительных сторонах дитятки, постепенно улучшая их. Избегайте сравнивать детей с другими детьми в негативном для них свете.

Вместо того, чтобы быть строгим и жестким с ребенком, попробуйте быть мягким, но принципиальным. Чтобы он понял: ваша мягкость не доказательство того, что вы отступитесь от каких-то принципов или правил.

Польза ребенку от дисциплинирования

  1. Оно помогает ребенку счастливо и эффективно вписаться в реальный мир. Помогает развивать, поддерживать доверие между родителями и ребенком.
  2. Дисциплинированный человек сможет отложить удовольствие. Он внимательный к нуждам других, целеустремленный, но без излишней агрессии и при необходимости, может терпеть дискомфорт.
  3. Прививает ценности, которые разделяют родители и близкие для ребенка люди.

Цель дисциплинирования ребенка

  1. Изменить изнутри поведение ребенка. Этот процесс занимает много времени и должен быть постоянным. Поэтому включает в себя много разговоров, общения, разъяснения, обучения. Важно, чтобы ребенок понял: существует определенная норма поведения, приемлемая в семье или цивилизованном обществе.
  2. Родители часто путают, что цель эффективного дисциплинирования — не установить ограничения, а привить сдержанность, самоконтроль ребенку. Это обучение, а не желания слепого подчинения также применение дисциплины при взаимном уважении и справедливости, разумным, последовательным образом.
  3. Основой дисциплинирования ребенка является уважение. Ребенок должен уважать авторитет родителей, а также право старших давать указания.
  4. Защитить ребенка от опасности, помочь ему развить самодисциплину, здоровую совесть, внутреннее чувство ответственности и самоконтроля.

Каких ошибок нужно избегать

  • Родители, не пытающиеся дисциплинировать своих детей, не любят их. Следовательно, не могут претендовать на взаимную любовь детей.
  • Быть непоследовательными в применении дисциплины, что приведет к неуважению авторитета родителей.
  • Суровая дисциплина без смягчающего эффекта любви также ведет к катастрофе и обречена на провал. Жесткая дисциплина: унижение, словесные оскорбления, крики, обзывания или порка приводит к обратному эффекту. Ребенку трудно будет уважать, и доверять родителям.
  • Бурная реагировать на шалости ребенка. Дети раздражают родителей во многих отношениях, поэтому многим родителям трудно решить, как правильно дисциплинировать ребенка? Боясь ошибиться, показаться чересчур мягкими они невольно попадают в ловушку — бурно реагируют на любые шалости детишек. Как результат — поведение деток ухудшается.

Родителям никогда не удастся взрастить мудрецов, если будут в детях убивать шалунов!

  • Родители не обращают внимания на детские слезы. Пусть, мол, почувствует и поймет этот вид наказания. Это неверно! Нельзя допускать, чтобы ребенок долгое время плакал, когда никто не обращал на него внимание. Чувство неуверенности на этой стадии может вызвать проблемы в дальнейшей жизни.

Препятствия для эффективного дисциплинирования ребенка

  1. Основным препятствием для развития дисциплины является несогласованность, которая может сбить с толку любого ребенка, независимо от развития и возраста. Это распространенная трудность родителей — быть последовательным. Если обращать внимание детей только на слова родителей, забывая о делах, это значит, стопроцентно не достичь эффективной дисциплины.
  2. Сумасшедший темп современного общества может быть препятствием для эффективного воспитания дисциплины у ребенка, так как родителям не хватает времени.
  3. Родители просто не имеют представления о правильном воспитании ребенка.

Заключение

Сегодня одни родители допускают ошибку, делая детей избалованными, а не дисциплинированными. Другие же пытаются приучать детей к дисциплине, но им кажется, что все их усилия напрасны. Если вы один из таких родителей, возможно, вам просто нужно пересмотреть или изменить свой подход к дисциплинированию.

Каждый ребенок должен понять, что права и обязанности являются двумя сторонами одной медали. Для того чтобы насладиться своими правами и привилегиями, сначала нужно выполнять свои обязанности и обязательства.

Помните, что есть некоторые уроки, которым только время и опыт может научить. Немного понимания психики вашего ребенка, любовь, поддержка и много терпения сделают свое дело. Ваш неугомонный ребенок может стать дисциплинированным — одним из лучших! Просто протяните ему руку помощи, попробовав дисциплинировать в позитивном ключе!

С уважением, Андроник Олег!

Как обычно, в конце немного позитива. Видео о дисциплинировании.

Ссылка на основную публикацию