Значение брака в наше время

Значение брака в наше время

Часть социологов полагает, что семья находится в состоянии глубокого упадка и данный упадок необратим. Иные считают, что семья сейчас просто переживает процесс перерождения, в соответствии с изменившимися условиями жизни.

Следующие особенности характеризуют современную семью.

Первоначально стоит отметить ее нуклеарность. Семья состоит из следующих членов: жена, муж, дети. Остальные родственники, такие как родители супругов, которые входили раньше в состав расширенной семьи, теперь не входят в нуклеарную семью. Нуклеарная семья – преобладающая форма современных семей. 87% населения развитых стран живет на данный момент в нуклеарных семьях.

В следующих формах может существовать семья:

· супруги живут в семье мужа или патрилокальная семья;

· супруги живут в семье жены или матрилокальная семья;

· супруги живут отдельно или неолокальная семья.

Следующий момент, который надо отметить – эгалитарность современной семьи. Базис такого рода семей представляет равноправный добровольный, свободный от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц союз супругов.

В современном мире есть запрет на создание брака среди близких родственников, таким образом, семьи являются экзогамными.

Также следует отметить “симметричность” семей – работают оба супруга. Семьи характеризуются высочайшей степенью эластичности домашних ролей, что, в свою очередность, предоставляет высокое приспособление в обстоятельствах стремительных перемен в мире. Строгое деление ролей согласно гендерному свойству отходит в далекое прошлое. Оба супруга сейчас осуществляют и лидерские функции, и функции ведомых в связи от условия и зоны ответственности в этой либо иной проблеме. Инвариантное устройство более свойственно для браков интеллигентных людей в обществе с большой степенью общественно-финансового развития.

“Несимметричность” взаимоотношений (к примеру, продвижение супруга обладает наиболее существенное значимость, нежели продвижение супруги) свойственна для семей, заключающихся с менее интеллигентным мужем и в менее цивилизованных сообществах.

Семейно-супружеские взаимоотношения весьма чувствительны к переменам в экономике, политической деятельности и в общественной области общества. С этого места эти направленности, каковым подвергается нынешняя семья, и задачи, ими рождаемые. Каковы эти задачи?

Более позднее развитие общественной готовности к формированию семьи. Чем это обусловлено? Одним из условий представляется то, что нужно больше времени для окончания образования (в связи с ростом размера требуемых знаний). Иным условием представляет стремление вначале сделать карьеру, Для того чтобы экономически гарантировать создаваемую семью.

Повышение числа разводов. Об этом, что данная проблема брака представляется довольно резкой, рассказывают последующие данные. За минувшие 30 лет число расторжений брака в Российской Федерации увеличилось в 6 раз, каждый год распадается каждый 3-й союз. Данная проблема свойственна никак не только для нашего государства, однако и для абсолютно всех цивилизованных государств. Социологические изучения демонстрируют, что в основании данной проблемы покоятся финансовые факторы. Проблема в том, что приобретенная степень формирования производительных сил, создания дает возможность представительнице слабого пола лично содержать семью, т.е. содержать и обеспечивать детей.

Современная жизнь перевоплотила брак из финансового института в морально-правовой. Одновременно в нашем государстве, асимметричность домашних взаимоотношений пока что преобладает положение и за счет этого, что мужские домашние обязанности (приносить еду, создавать жилище и пр.) отправились в небытие, а женские (готовка, уборка, супруга и ребят) сохранились. Обстановка, если супруг никак не принимает участия в бытовых процессах, нередко приводит к расторжению брака. В 10 случаях разводов 7 из них инициирует супруга.

Какие результаты растущего количества расторжений брака? Максимально от них страдают дети. Каждый год в нашем государстве больше 750 тысяч ребят остаются в неполной семье. При этом они приобретают и неполное воспитание, т.е. недополучают материнского внимания, любви, тепла. Это, в свою очередность, проводит к детским преступлениям. Таким образом, 90% рецидивистов начали собственную преступную деятельность с детских лет, а почти все из них выросли в неполных семьях.

Количество детей в семьях уменьшается. Сегодня, в РФ около 90% семей имеют 1-2 детей, при этом 58% из них имеют одного ребенка. При этом демографическая статистика говорит, что даже для небольшого прироста населения нужно, чтобы в семье было 2-3 ребенка.

Есть объективные и субъективные факторы, связанные с данной проблемой современных семей.

Социальное обеспечение. Прежде огромное число детей требовалось для того, чтобы они сумели в дальнейшем содержать собственных отца с матерью. Сейчас пенсионное обеспечение, мед услуги, разные общественные льготы, прижизненные сбережения предоставляют вероятность престарелым людям не обращаться к поддержке детей.

Медицинское обеспечение. Прежде слабенькое формирование медобслуживания в РФ приносило к этому, что практически пятьдесят процентов родившихся детей умирала, не достигнув возраста активных работников. Вследствие этого, рождаемость держалась на высочайшем уровне. В нынешнее время положение поменялось. Нынешняя врачебная наука в состоянии поставить на ноги практически каждого малыша.

Плохая наследственность. Опасность здоровью малыша исходит, равно как демонстрирует врачебная статистика, в основном из 2-ух источников: с так называемого слабоумия (к примеру, олигофрении) и пьянства отца с матерью. Согласно официальным сведениям, часть только что родившихся, у каковых закрепляются особенности поражения олигофренией, достигает 12%, в трудной форме заболевание потрясает 33,5% ребят. При этом, как выявил осмотр в одном из регионов РФ, алкоголизм отца с матерью представляется основанием более 80% всех случаев данного недуга.

Несмотря на то, что современном обществе преобладает основная цивилизованная форма супружества – брак между одним мужчиной и одной женщиной, но в некоторых странах (в 16 государствах мира) существуют также однополые браки; встречается и групповой брак, когда в брачных отношениях между собой находятся сразу несколько мужчин и женщин.

Необходимо указать и на ошибочное название фактического, незарегистрированного в органах ЗАГС брака гражданским, в то время как более правильно гражданским называть брак зарегистрированный, в отличие от церковного брака (венчания).

В России церковный брак не имеет юридической силы, поэтому молодожены венчаются уже после того, как их брак зарегистрирован в ЗАГСе.

В некоторых мусульманских странах юридическую силу имеет временный брак – брак, заключаемый на определённый период, оговоренный в брачном договоре.

Бывает также и гостевой брак, когда супруги зарегистрированы, но живут далеко друг от друга (в разных городах), и встречаются лишь периодически.

Несмотря на то, что сегодня основой брака является любовь, и большинство браков в европейских странах это – браки по любви, но в некоторых странах имеют место браки по договорённости, браки по расчёту и браки по принуждению.

Брак по договорённости является результатом договора заинтересованных лиц (родителей, родственников, духовных лиц) без учёта мнения молодых людей; брак по расчёту заключается с целью личной выгоды одного или обоих партнёров; брак по принуждению заключается против воли одного или обоих будущих супругов.

Частным случаем брака по принуждению является брак “по залёту”, когда молодой человек обязан был жениться на забеременевшей от него девушке.

А частным случаем браков по расчёту является политический брак, когда люди (обычно из монарших семей) женились с целью иметь от этого какие-либо политические выгоды, например, укрепление связей между государствами.

Известны и такие виды брака, как мезальянс и морганатический брак – это так называемые “неравные” браки, когда супруги принадлежат к разным сословиям. Но при мезальянсе супруг более низшего сословия приравнивается затем в правах супруга более высшего сословия, а при морганатическом браке социальное положение того супруга, который стоял ниже по социальной лестнице, не повышается.

Нельзя не упомянуть и о таких видах брака, как:

· фиктивный – это фальшивый брак, преследующий какие-либо цели супругов, но не создание семьи;

· “белый” – брак без сексуальных отношений, между представителями отдельных кругов духовной или творческой интеллигенции;

· брак по заданию – практикуется в разведслужбах разных стран, в том числе и в российской разведке;

· посмертный – брак, заключаемый с погибшим человеком.

Посмертный брак практикуется в очень редких странах, обычно разрешается беременной женщине в случаи гибели, например, её жениха-военнослужащего.

Серьезно, в ЧЁМ смысл брака?

Принятие того, что смыслом брака является личностный рост и развитие, открывает нам наши слабости, неуверенность и страхи, — но это именно то, что ведет к моментам счастья, доверия, страсти и глубокой привязанности друг к другу. Не такой ли любви мы все хотим?

В чем смысл брака? Нет, правда, это серьезный вопрос. Если у вас в голове нет представления об этом, и вы не знаете, что вам и вашему супругу нужно от отношений, вы едва ли сможете по-настоящему оценить, хорош ваш брак или нет.

Смысл брака – не в счастье. Смысл брака – в росте

  • Непрекращающееся счастье – это цель брака? Звучит скучно
  • Инструмент развития человека
  • Как сохранить ваш брак крепким в долгосрочной перспективе
  • Трудный опыт роста

Ложное представление о браке рождает у человека чувство неудовлетворенности, одиночества, потерянности, а иногда и гнева. Кстати, о гневе. Недавно я увидел в соцсетях цитату, которая меня ужасно разозлила:

«Вы заслуживаете быть с кем-то, кто делает вас счастливым. Тем, кто не усложнит вашу жизнь. Тем, кто не сделает вам больно».

Это цитата вывела меня из себя, потому что это чушь, запущенная в соцсети каким-нибудь менеджером по SMM, отчаянно нуждавшемся в дополнительных лайках подписчиков. Эта банальность может разрушить отношения во многих хороших парах, которые примут ее за серьезный совет.

Непрекращающееся счастье – это цель брака? Звучит скучно

Еще один волнующий меня вопрос: с каких пор вершина отношений стала считаться нормой повседневной жизни? Когда фантазия «они жили долго и счастливо» перестала быть финалом сказок для детей и превратилась в буквально понимаемые жизненные цели?

Не припомню, чтобы когда мы с моей супругой женились, одним из наших обязательств значилось «быть для другого бесперебойным источником счастья». Социальный психолог Эли Финкель в своей книге «Брак: все или ничего» рассуждает о том, что в современном мире пары ожидают друг от друга все больше и больше. Мы ищем друг в друге то общение и поддержку, которые вплоть до 20 века люди находили вне своих семей.

Не поймите меня неправильно: счастье — это прекрасно. Переживание счастья необходимо людям во всех сферах жизни, и особенно в отношениях. Но переживание это весьма непостоянно: оно приходит и уходит в зависимости от того, что вы съели сегодня на обед, сколько раздражающих дел было на работе, какие законы приняло правительство, выиграла ли ваша любимая футбольная команда и кто умер/остался жив в сериале «Игра престолов».

Счастье — не тот прочный, надежный фундамент, на котором можно построить долгую и крепкую любовь. Оно слишком текуче, изменчиво, а пути его обретения со временем меняются.

По правде говоря, постоянное и неизменное счастье, возможно, самая неоправданная цель, которую можно выбрать, будучи в отношениях, — потому что ее попросту невозможно достичь. Ощущение счастья приходит и уходит, — как родители мужа во время отпуска, модные тенденции или колики в животе.

Неприятная правда состоит в следующем:

Смысл брака – не в счастье. Смысл брака – в росте.

Инструмент развития человека

Ключ к тому, чтобы стать по-настоящему крепкой любящей парой — в том, чтобы взять на себя ответственность и расширить свою зону комфорта. Брак — это зона роста и развития человека. В современном мире расти и развиваться в отношениях возможно, как, пожалуй, никогда прежде: появился новый тип брака, главными ценностями которого являются самопознание, самоуважение и личностный рост. Идея брака, ориентированного на личностный рост, привлекательна своей реалистичностью. Чувство, что в семье я расту и совершенствуюсь как человек, дает мне глубокое удовлетворение. Цель достижима.

Раньше я испытывал сильную тревогу, когда моя жена грустила или злилась. Я огрызался, если чувствовал, что она нападает на меня. Уже больше года я работаю над собой в конфликтные моменты: прежде чем отвечать, делаю глубокий вдох, успокаиваю себя и размышляю над тем, что и в какой форме ей сказать. И даже если мне больно и неприятно, я пытаюсь встать на место супруги и понять ее точку зрения.

Я определенно не идеален (и никто не идеален!), но я лучше справляюсь с конфликтами между нами и использую их как возможность для понимания и роста. Я меньше беспокоюсь, когда злится и нервничает моя жена. Я меньше огрызаюсь. Моя супруга даже сочувственно улыбается, когда видит, как во время ссоры я делаю глубокий вдох, чтобы успокоиться и не сказать ей какую-нибудь гадость.

Однажды она сказала мне, что я становлюсь лучше, и по этой причине улучшаются наши семейные отношения. Работа над своей душой, как и работа над своим телом, дается нелегко, особенно поначалу. Она расширяет вашу зону комфорта и ваши возможности как человека — ровно как в спорте. Этот процесс развития довольно болезненный и подразумевает, что иногда ваш брак не будет ощущаться счастливым.

Как сохранить ваш брак крепким в долгосрочной перспективе

По правде говоря, брак — это вызов. И это хороший вызов, поскольку в браке обнаруживаются наши слабости, недостатки и уязвимые места. Семейная жизнь заставляет нас осознавать, насколько мы нетерпеливы, как тяжело принимать различия между нами, особенно когда мы перегружены, устали или попросту голодны.

В браке приходится иметь дело с болезнями, потерей работы, финансовыми трудностями, кризисом веры и переоценкой ценностей, уходом родителей и других членов семьи и настоящими семейными трагедиями. И все это — поддерживая и помогая справляться с трудностями другому человеку рядом с вами!

Вы не можете пройти через это и остаться прежними людьми, теми, кем вы были, когда влюбились друг в друга. Вы не можете пройти через все это вместе, пребывая в вечном блаженстве. Вы должны постоянно расти, становясь тем человеком, той версией себя, которая способна встречать и преодолевать те трудности, которые постоянно подбрасывает вам жизнь.

Это не будет похоже на идеальный брак — и не нужно. Известный специалист по семейным отношениям профессор Джон Готтман выступает за «достаточно хороший брак» в противовес идеальному. В таком браке партнеры «ожидают, что к ним будут относиться с добротой, любовью и уважением. Они не терпят эмоционального или физического насилия. Они ожидают, что их партнер будет им предан. Это не означает, что они ждут бесконфликтных отношений. Даже счастливые супружеские пары спорят. Конфликт полезен, потому что он ведет к большему взаимопониманию».

Вы будете переживать разногласия на протяжении всей вашей семейной жизни. Темами могут быть секс, или деньги, или время, проведенное вместе, или воспитание детей, или все вместе. Не всегда все будет идти по вашему плану, и вообще планы, возможно, придется менять, если вы хотите продолжать быть парой.

Читайте также:  Как стать хорошим супругом в браке

Рост и развитие могут переживаться болезненно, и прежде чем в отношениях наступят улучшения, придется пережить непростые времена. Брак может даже оказаться под угрозой — в том случае, если вы или ваш партнер не будете работать над своими недостатками или не будете брать на себя ответственность в случае проблем. Если вам не удастся побороть «четыре предвестника развода», то отношения могут быть обречены.

Но вот что такое любовь на самом деле. Она не в том, чтобы постоянно осчастливливать партнера или себя самого. Она — в поддержке супруга.

Трудный опыт роста

Поддержка предполагает, что вы бережно и уважительно относитесь к потребностям и интересам вашего партнера, и ваши поступки это отражают. Это означает, что вы всегда стоите на его стороне, помогаете ему, прикрываете тыл, когда необходимо, а иногда это означает, что вы вступаете с ним в конфликт, если он поступает дурно или делает вам больно.

По-настоящему любящие люди посвящают свои сердца тем, кого любят, и отношениям, которыми дорожат, даже если эта преданность временами дается нелегко, поскольку требует от нас работы над собой.

Принятие того, что смыслом брака является личностный рост и развитие, открывает нам наши слабости, неуверенность и страхи, — но это именно то, что ведет к моментам счастья, доверия, страсти и глубокой привязанности друг к другу.

Не такой ли любви мы все хотим?опубликовано econet.ru.

Автор: Нейт Бэгли

Перевод с английского: Анастасия Храмутичева

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Серьезные отношения: что дает брак в наше время?

Узаконенные человеческие отношения, в виде официального института брака, в современных условиях претерпевают значительные перемены, если не сказать разрушаются. Многие люди утверждают, что официальный брак — пережиток, у которого нет будущего и хоть немного благоприятных перспектив развития. Другие уверены: именно брак свидетельствует о серьезности намерений и истинной взаимной любви партнеров. Чтобы объективно оценивать плюсы и минусы узаконенных супружеских уз, имеет смысл разобраться, что именно дает брак в наши дни.

«Отношения здесь ни при чем»: мнение тех, кто против

По мнению большинства противников брака, без официально установленных отношений люди просто не могли существовать раньше. Хозяйство велось сообща, да и борьба мужчин за женщин могла приводить к кровопролитиям. Брак давал уверенность мужу в том, что дети — продолжение его рода, а женщина имела хоть какие-то гарантированные выгоды от союза и была уверена за будущее своего потомства. Некоторые противники супружества и вовсе утверждают, что «браком» что-то хорошее не назовут, и вообще, в наше свободолюбивое время официальное заверение отношений только вешает ярлыки на молодых людей, никак не уберегая их от возможных измен или развода. К чему эти бумажки, если все что нужно — это любовь?

Со стороны все выглядит логично. Да и, судя по результатам опросов граждан России, доля противников брака за последние 25 лет увеличилась в целых три раза. Но давайте рассмотрим и выгоды для мужей и жен, чтобы каждый мог справедливо сделать свои выводы.

Польза брака для женщины

В большинстве своем современные дамы ощущают счастье, когда получают заветный статус жены. Фактор замужества все еще важен для самолюбия даже самой эмансипированной женщины. Он дает ей уверенность в собственной востребованности как представительницы прекрасного пола, что в свою очередь дарит позитивные эмоции и душевное спокойствие. Практически каждая мечтает создать свою, собственную семью. К тому же если женщина проживает в родительском доме, ее может сильно тяготить гиперопека и постоянное вмешательство родных. Брак как бы отгораживает ее от всего этого, дает возможность самой строить свои отношения и жизнь в целом.

Любая дама, пребывающая в прочном романтическом союзе с мужчиной, в глубине души считает: если избранник решился скрепить узы на бумаге — значит, он настроен серьезно, по-настоящему любит ее и хочет сделать счастливой, искренне желает прожить с ней всю жизнь и в горе и в радости. Брак разделяет мир женщины на «до» и «после», накладывая на нее свои обязательства, но при этом обеспечивая уверенность в завтрашнем дне. Да, брак не убережет от разрыва, если он неминуем, но по крайней мере установит конкретные рамки, с которыми обоим нужно будет мириться. Развернуться и уйти мужу просто так уже не получится: за разрывом следует развод, бумажная волокита, а главное, чувство полной ответственности за ситуацию.

Заключение брака дарит позитивные эмоции женщине и служит своеобразной инициацией, ритуалом. А ритуалы, как известно, довольно важны. Если разобраться, наша жизнь насквозь пропитана ими. Брак переносит отношения в совсем другую плоскость. Женщина это чувствует и понимает — прежде всего, как самый эмоциональный член партнерства.

Любовь и стабильность: польза брака для мужчины

Вместе со «штампом в паспорте» мужчина получает психологическое подспорье, дарующее ему спокойную уверенность в завтрашнем дне. Он понимает, что «тыл» прикрыт, и жена станет тем союзником, с которым они смогут пройти через все житейские трудности (или, во всяком случае, попытаются). Душевное спокойствие и стабильность играет весьма значимую роль в современной суматошной жизни, наполненной неприятными эмоциями и проблемами. В обязанности жены обычно входят многие хлопоты: приготовление пищи, уборка, стирка, забота о домашнем пространстве и детях. Всего этого невозможно потребовать от сожительницы, которая в любой момент может заявить: «Ты мне никто, и я не обязана!».

Принятие мужчиной решения о вступлении в брак свидетельствует о серьезности его намерений и определенной личностной зрелости. Он как бы говорит этим самым, что готов взять на себя важные обязательства, берет ответственность за благополучие своей избранницы и не ищет чего получше.

Нельзя не отметить, очень часто мужчина достигает карьерных высот именно благодаря своей жене. Официальное партнерство дает женщине особую уверенность в любимом, а значит, и вести себя с ним она будет уже по-другому. Люди всегда бережнее и с большим благоговением относятся к своей собственности, а не, к примеру, арендованной машине. Сравнение довольно грубое, но подобный принцип работает и в отношениях. Когда женщина, глядя на своего спутника, осознает: «Это мое», то вкладывает в него самое лучшее, делает все, чтобы муж реализовался в жизни. С законным супругом женщине жить намного лучше во всех смыслах, начиная от духовной составляющей, бытовой, и заканчивая материальной. Любовь в таком случае формирует человека как личность.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Значение института брака

Значение института брака

Брак, как союз мужчины и женщины, освященный Самим Господом Богом, и как Таинство Христианской Церкви, несомненно имеет немаловажное значение в жизни каждого человека. Это значение усиливается, если человек состоит в брачном союзе. Однако даже если человек хранит девство и находится вне брака, то так или иначе, закон взаимоотношений между мужчиной и женщиной касается и его. Для того чтобы понять, какое значение имеет брак в жизни людей, мы рассмотрим каждый из примеров подробнее.

Итак, какую роль играет брак в жизни тех, кто желает заключить брачный союз? Это, в первую очередь, конечно же, продолжение рода, оставление после себя потомства, как это и заповедал людям Сам Бог, обращаясь к нашим прародителям в раю со следующим благословением: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1: 28) Эти слова означают, что брак между мужчиной и женщиной, в первую очередь, направлен на деторождение, то есть он дан не ради плотских удовольствий, а ради рождения новых людей, чад Божиих. Именно поэтому так важно людям жить в браке законном, подтвержденным государством и освященным Церковью. Ведь в этом случае Господь благословляет связь между мужчиной и женщиной и дарует им детей и семейный мир.

Во-вторых, значение института брака для желающих его принять заключается в защите и ограждении человеком себя (а в целом, всего человеческого рода) от противоестественного, распутного, блудного образа жизни. Об этом пишет и святитель Иоанн Златоуст: «После того, как появилась похоть, введен и брак, пресекающий неумеренность и побуждающий довольствоваться одною женою… Таким образом, главная цель брака – целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом» [25, с. 6]. Сохранение духовной, нравственной и телесной чистоты также зависит от жизни людей в освященном браке. Это значение брачного союза является, действительно, достаточно важным по той причине, что, в противном случае, человек рано или поздно, но подпадает под влияние соответствующих страстей, и его жизнь начинает рушиться. Дело в том, что человек, который изначально не ставит себе задачей сохранить свою девственную природу и, в то же время, не вступающий в брак, может быть очень легко увлечен духами злобы на совершение тех или иных распутных действий, которые строго осуждались уже в Ветхом Завете и также Заветом Новым. Таким образом, значение института брака в этом смысле – это его охранительная, защищающая от порока функция.

Еще одно значение института брака для тех, кто в него вступает – это его сотериологическая (спасительная) составляющая. Частично мы это уже раскрыли в предыдущем абзаце; однако здесь стоит кое-что уточнить. Дело в том, что в Таинстве Брака супруги, конечно же, получают благословение Церкви и Самого Господа Иисуса Христа на всю свою дальнейшую совместную жизнь. Поэтому, если они живут достойно, в любви, мире и согласии, то их брак и защищает их же от предосудительных поступков. Что касается сотериологии брака (то есть учения о спасительном свойстве брачного союза), то здесь его значение еще более углубляется. По учению Церкви, основанном, в первую очередь, на Новом Завете, именно в браке оба супруга могут стяжать святость, приблизиться к Богу, войти в Царствие Небесное. Более того, по словам апостола Павла, даже если один из супругов – не христианин, то все равно – спасение в таком союзе возможно. По этому поводу он писал: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7: 12–16). В результате, мы видим, что значение института брака для христиан (и для всех людей в целом) имеет немаловажный смысл. Он напрямую связан с задачей человеческого спасения для жизни вечной.

Приведем еще одно важное свойство христианского брака. В своем высшем сакраментальном значении союз мужчины и женщины в Таинстве Брака символизирует собой союз Господа Иисуса Христа и Церкви. Так же как Господь положил за Свою Церковь жизнь, как Он ее любил, защищал и хранил, и обещал, что будет с нею до конца времен, также и супруг должен относиться к своей жене, как учит нас об этом сама Церковь. С другой стороны этого союза – Церковь. Как святая Церковь хранит верность, преданность Своему Господу, так же как она защищает чистоту веры, должна поступать и жена. Она должна исполнять все те обеты, которые взяла на себя в Таинстве Брака. Именно в таких взаимоотношениях мужа и жены, по подобию отношений Господа и Его Церкви, и выражается сакраментальное значение этого Таинства. В этом же смысле можно сравнить Таинство Брака с отношениями христианина со своим Господом. Как Господь возлюбил каждого человека и отдал за всех нас Свою жизнь, так и каждый человек должен быть готовым умереть за Христа. В этой готовности и выражается значение духовного союза между христианином и Господом Иисусом Христом. По учению Церкви, такой союз человека и Бога часто называется небесным (духовным) браком, где Господь Иисус Христос выступает в роли Небесного Жениха, а душа христианина – в роли невесты. Результатом такого святого союза является спасение души человеческой, ее жизнь в Боге и святости. Обо всем этом также очень много писал святой апостол Павел. В подтверждение наших слов приведем ряд цитат из посланий апостола.

Так, по поводу необходимости чистой и святой любви между супругами (и всеми христианами в целом), по образу любви Господа к людям, апостол пишет следующее: Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5: 1–2). Так же в Послании к Ефесянам святой Павел очень ярко описывает брачный союз между людьми, по образу союза Христа и Его Церкви. Апостол заповедует: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5: 22–25). На этих словах апостола Церковь во многом и строит свое учение о роли мужа и жены в брачном союзе. Чуть ниже в этом послании апостол Павел снова поясняет: Должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5: 28–29). Как видим, снова аналогия апостола, связанная с отношением Господа и Его Церкви. В дальнейшем многие святые отцы христианства будут учить о браке, основываясь именно на этом послании апостола Павла.

Теперь обратим внимание на значение института брака для тех, кто в брак как таковой и не вступает. Как оказывается, эти люди также имеют отношение к учению о браке. Вернее будет сказать, что учение Церкви о браке имеет определенное отношение и к ним. Итак, людей, которые сохраняют девство и не вступают в брак, мы можем разделить на две условные группы. Во-первых, это те христиане, которые по тем или иным причинам так и не нашли своего спутника жизни, но при этом остались христианами в миру. Во-вторых (и, наверное, в главных), это монашествующие. В каком же отношении можно определить для этих групп значение института брака, или учения о браке? Можно сказать, что это, прежде всего, охранительное, защитное действие. Дело в том, что само учение о браке и те нормы жизни, которые они налагают на христианина, является, своего рода, защитным барьером на пути тех, кто мог бы нарушить брачный союз двух людей. Именно акцент на необходимости хранить чистоту и святость брачных взаимоотношений, призыв к верности и вечной любви защищает супругов от внешних искушений, а христиан вне брака – от возможных неправомерных поступков. Для монашествующих все это еще более усиливается благодаря тем обетам, которые они дают при своем постриге. Некоторые слова апостола Павла были посвящены и этому вопросу, а скорее, это был призыв к наблюдению за самим собой и стремлению к сохранению девственной чистоты для тех, кто выбрал этот путь. Так святой апостол писал: Кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает (1 Кор. 7: 37).

Читайте также:  Почему мой муж игнорирует меня?

Завершая рассмотрение вопроса о значении института брака, обратим внимание еще на один аспект. Дело в том, что помимо внутрицерковной значимости брак, как союз мужчины и женщины, имеет и гражданское, общественное значение. Именно на семейных (а значит – брачных) отношениях строится любое государство, любое цивилизованное общество. С самых древних времен, даже у языческих народов понятие брака было священно. Это отразилось в том числе и на мифологии этих народов. Однако при этом стоит помнить, что понятие брачных взаимоотношений у языческих народов все же было искажено, вследствие отсутствия у них истинной религии, а значит, и истинного учения о семейных ценностях. Поэтому очень часто в их понятие брака входили совершенно противоестественные моменты: многоженство, беспорядочные связи, культ плоти и т. п. Совершенно иное отношение к брачному союзу было у единственного народа, который сохранил истинное знание о Боге – у евреев. От них учение о браке перешло в христианство и сформировалось в особое Таинство. Именно на таком чистом и неискаженном учении и формируются здоровые семьи, а следовательно, и здоровое общество, государство. В этом отношении значение института брака для государства является определяющим. Подтверждая мысль о важности христианского Таинства Брака для жизни всего (даже светского) государства, протоиерей Николай Малиновский пишет: «Непосредственно освящается в таинстве брака союз любви только двух лиц. Но этот союз оказывает влияние не на супругов только, но и на всю семью, а чрез семью и на общество. Поэтому, святостию брачного союза, сообщенного ему в таинстве брака, освящается семья, а затем и общество…» [13, с. 252]

Господь Бог сотворил мужчину и женщину не случайно. Это творение, которое явилось венцом всего, было ведомо Богу в вечности. По таинственному замыслу Пресвятой Троицы, все люди делятся на два пола и могут объединиться в единое сакраментальное тело только в Таинстве Брака. Никогда Господь Бог не благословлял порочных, искаженных и извращенных человеческих взаимоотношений; наоборот, за такие действия полагалось суровое, но справедливое наказание. Предупреждая гнев Божий, святой апостол Павел писал следующее: Неправедные Царства Божия не наследуют… Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники, Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9–10). В этом списке мы встречаем и тех, кто нарушил чистоту человеческих отношений, освященных Господом Богом. За этот грех (тем более, если он осознанный и нераскаянный) грешников ждут отречение от Царства Божия и вечная погибель. К сожалению, в наше время всеобщего отступления от морали и нравственности все чаще случаются вопиющие примеры грубого искажения Таинства Брака, даже среди тех людей, кто номинально считает себя христианами. Особенно это касается представителей различных протестантских деноминаций. Доходит даже до того, что уже и в священный сан поставляются люди, не имеющие на то никакого морального права. Все это ведет к усилению морального разложения общества и к дискредитации Христианской Церкви. На фоне всех этих событий особенно усиливается значение Православной Церкви в качестве хранительницы истинного вероучения, нравственности и морали. Именно поэтому каждый член Православной Церкви должен со всей ответственностью и пониманием подходить к своей внутренней жизни, в том числе (если он в браке) и к своей семейной жизни. Только сохранение истинных христианских ценностей (в том числе и семейных), их приумножение и передача потомкам может спасти человечество от того греха и духовно-нравственного разложения, в котором оно сегодня находится. Ведь, по слову святого апостола Павла, который особо призывает всех христиан помнить о Жертве Господа, мы должны хранить чистоту не только души и сердца, но и своего тела, которое искуплено дорогой ценой. Не будем забывать этих слов: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6: 15).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Семья в современном обществе

В условиях жесткой конкуренции создание ячейки перестает быть первостепенной целью для многих молодых людей. Приоритеты смещаются в сторону достижения материальных благ и особого положения в социуме.

Постоянно увеличивающееся число разводов также свидетельствует о назревших проблемах молодой пары в обществе. Тем не менее человеку не уйти от осознания того, что в переменчивом мире, который ежедневно бросает ему вызов, родное гнездо – это островок любви и тепла, необходимый каждому.

В этой статье мы кратко расскажем о каждом аспекте понятиях традиционной семьи и брака в современном обществе: основных функциях и их изменениях, видах, ролях, ценностях и их значении, кризисах, особенностях и тенденциях развития.

Разбираемся в терминологии

Пара, связанная узами брака, уже является тем коллективом, который среди людей считается семьей. Традиция объединения людей в более мелкие группы, нежели кланы или племена, имеет многовековую историю.

Поскольку это явление всеобъемлющее и фундаментальное, оно изучается различными науками:

  • социологией;
  • культурологией;
  • этнографией;
  • обществознанием.

Семейная ячейка в современном обществе несколько трансформировалась. Все дело в том, что ее предназначение перестало носить только практическую цель – воспроизводство потомства. Данный феномен может рассматриваться и в целом как социальный институт, и как малая группа.

Еще не так давно, пару десятков лет назад под одной крышей могли проживать несколько поколений сразу, что позитивно влияло на обмен опытом между представителями разных десятилетий. В современном же обществе наиболее распространена нуклеарная семья, то есть муж и жена с детьми.

Позитивной стороной подобного способа ведения быта становится мобильность. Отдельные поколения могут встречаться, проводить вместе отпуск, при этом сохраняя свою свободу и самостоятельность.

Негативный аспект такого расселения – высокая степень разобщенности. Из-за того, что семьи становятся более мелкими основаниями, иногда они включают только мужчину и женщину, теряется связь как внутри рода, так и с обществом.

Отсюда вытекает ряд неблагоприятных последствий:

  • утрачивается ценность брака ;
  • нарушается преемственность поколений, а тотальный нигилизм молодежи порождает опасные течения;
  • становятся под угрозу сохранение и развитие гуманистических идеалов.

Предотвратить эти пагубные социальные явления сможет только обращение к своим корням. Возможность обитания в одном доме бабушек, дедушек, сыновей и внуков не всегда имеется, но показать молодому поколению, кем были их деды, и рассказать об истории рода легко, если в вашей библиотеки есть фамильная книга от Российского Дома Родословия.

Узнавая о своих предках, ребенок поймет, что они были такими же людьми с желаниями, целями и мечтами. Они станут для него нечто большим, чем фотографиями в альбоме. Малыш научится воспринимать непреложные ценности и в будущем сохранит их уже в своем доме.

Это особенно важно сейчас, так как институт семьи в современном обществе стоит практически на грани исчезновения. Молодые люди, обладая высокой степенью инфантилизма и преувеличенной ценностью личной свободы, не стремятся узаконивать свои отношения.

Традиционные малые группы практически уходят в прошлое, где ценность союза была превыше всего. О том, что важная роль ячейки пошатнулась, свидетельствует не только динамика разводов, но и приверженность молодежи к набирающей популярность философии чайлдфри (child-free), то есть к стремлению жить для себя, не задумываясь о продолжении рода.

Это обстоятельство приводит к тому, что нуклеарные союзы, где есть хотя бы один ребенок, заменяют бездетные, для которых такой образ жизни является осознанным выбором.

Виды семей в современном обществе

Существует ряд критериев, по которым можно описать малые группы. В настоящее время, чтобы описать данный коллектив ученые используют несколько оснований:

  • характер родственных связей;
  • количество детей;
  • способ ведения родословной;
  • место проживания;
  • тип главенства.

Традиционная союз мужчины и женщины в настоящее время уже редкость. И дело здесь не только в общем настрое и стремлениях девушек и парней. Социальные условия меняются, и в угоду им трансформируется устройство малой группы. Ранее это было прочное фундаментальное образование, где чтили традиции и ценили непререкаемые авторитеты. Ныне же малая группа стала более мобильной, а взгляды – лояльнее. Возникают даже однополые союзы в некоторых странах: Швеции, Голландии, Бельгии, Канаде, Норвегии.

В Российском обществе современного типа по-прежнему преобладают не только классический состав семьи, но количество детей. Во многом на то, сколько поколений сосуществуют в одном доме, влияют материальные возможности, но тенденция к отселению молодой пары от родителей становится все более популярной.

Характер родственных связей

По данном признаку социологи различают нуклеарные и расширенные семьи. Первый вид представляет собой супругов с детьми, а второй подразумевает сожительство с родственниками жены или мужа.

Расширенные союзы были широко распространены еще в советское время, не говоря о более давних временах. Такой образ ведения совместного быта учил лояльности, уважению старших, формировал истинные ценности, способствовал сохранению традиций.

Количество детей

В наши дни многие пары отказываются заводить детей вовсе или стремятся воспитать только одного. Но из-за кризисных явлений в демографии само государство проводит политику, стимулирующую рост рождаемости. Правительство установило определенный размер выплат на второго и последующих детей.

По данному критерию выделяют пары:

Способ ведения родословной

В обществознании семья в современном обществе характеризуется по еще одному основанию, а именно тому, чья линия наследования главенствует. Различают патрилинеальные (отцовская линия), матрилинеальные (материнская линия), билинеальные (по обеим линиям).

Благодаря равенству обоих партнеров в настоящее время устоялась билинеальная традиция ведения родословных. Учесть все нюансы и хитросплетения обеих линий сложно, но Российский Дом Родословия составит фамильное древо, соединив две ветви материнскую и отцовскую.

Место проживания

Существует три вида ячейки в зависимости от того, где молодожены предпочтут остаться после свадьбы:

  • патрилокальные (живут в доме родителей мужа);
  • матрилокальные (остаются у родственников жены):
  • неолокальные (переезжают в новое отдельное жилье).

Выбор места жительства зависит от взглядов и традиций, сложившихся в роду.

Тип главенства

Ученые-социологи выделяют несколько типов сюзов по тому, в чьих руках сосредоточена власть.

  • патриархальные (отец – главный);
  • матриархальные (мать –главная);
  • эгалитарные (равноправие).

Последний вид характеризуется равноправием. В таком союзе решения принимаются совместно. Социологи считают, именно этот тип семьи, преобладающим в современном обществе.

Функции ячейки

В глобальном плане, а именно как социальный институт, брачный союз помогает заботиться о воспроизведении рода. Людям важно найти свое продолжение в другом живом существе. Цикличность жизни наполняет ее смыслом, и во многом поэтому мы стремимся дать все лучшее нашим детям.

Основной функцией семьи в современном обществе исследователи считают репродуктивную. Данный подход считается традиционным, потому как в нем находит свое отражение жизненный уклад многих поколений, которые были до нас и останутся после. Ведь в этом заложен естественный природный механизм.

В качестве малой группы значение союза мужа и жены по-прежнему велико. Он выполняет роль стартовой площадки – первейший коллектив, в котором человек знакомиться со способами построения общественных отношений. Именно в кругу близких людей ребенок усваивает нормы и правила человеческого общения, постепенно социализируется.

Помимо этих основных функций – репродуктивной и воспитательной – существует ряд других:

  • Регулятивная. Ограничивает инстинкты человека. Социум одобряет моногамию и верность одному супругу.
  • Экономическая. Ведение совместного хозяйство помогает человеку удовлетворять его первичные потребности.
  • Коммуникативная. Индивид нуждается в поддержке и духовном общении.

В настоящее время происходит некоторое изменений состава функций ячейки в социуме нового типа. На первое место выходят коммуникативная и хозяйственно-бытовая.

Производственная функция семьи по-прежнему сильна. Традиционно полагают, что дети должны быть рождены в браке. Молодые люди в возрасте до 18 лет нуждаются в материальной и моральной поддержке. В этот период идет активное усвоение опыта предшествующих поколений, формируется способность самостоятельно принимать жизненно важные решения. Ранние браки, как полагают специалисты, обладают высокой степенью неустойчивости и слабой реализацией репродуктивной функции.

Какие функции семьи изменились в современном обществе? Если раньше она была утилитарным образованием и служила только практическим целям – продолжению рода, то сейчас союзы заключаются ради поддержки и совместного достижения успеха, а также для обретения чувства социальной защищенности и спокойствия.

Проблемы развития молодой семьи и брака в современном обществе

Растущее с каждым годом количество матерей-одиночек, неполных союзов, а также пополнение численности воспитанников детских домов – все это является серьезными проблемами для развития рода в сегодняшних условиях.

Институт брака в наши дни по-настоящему стоит под угрозой разрушения. Социологи выделяют три проявления кризиса семьи в современном обществе.

  • Первое и самое очевидное: отделения ЗАГСов по-прежнему принимают сотни заявлений в год, но статистика говорит о резком снижении числа браков.
  • Второе кризисное явление заключается в том, что даже после нескольких лет совместной жизни пары решают разорвать свои отношения.
  • Третье печальное обстоятельство: разведенные супруги не вступают в браки с другими партнерами.

Отсутствия стремления завести детей во многих брачных союзах несет в себе множество потенциальных трудностей в демографической ситуации.

Тенденции развития семьи в современном обществе

Условия нашей реальности заставляют женщин активно включаться в социальную и трудовую деятельность. Дамы наравне с мужчинам ведут бизнес, участвуют в решении политических вопросов, осваивают не свойственные им профессии. Это накладывает отпечаток на наличие некоторых особенностей недавних браков.

Многие карьеристки не хотят жертвовать своим временем и уходить в декретный отпуск для ухода за ребенком. Технологии так стремительно развиваются, что даже недельное отсутствие на рабочем месте может стоить серьезного отката назад в плане развития. Поэтому в наши дни пары равномерно распределяют между собой обязанности по дому, воспитанию ребенка.

Читайте также:  Как сделать жену счастливой

Если Вы по-настоящему задумывались над тем, как меняется семья в современном обществе, то наверняка поняли, что трансформации эти значительны, даже глобальны. Становится другим состав ячейки, роль и функции каждого ее отдельного члена. Но наряду с негативными тенденциями, ученые выделяют и плюсы. Брак мужчины и женщины рассматривается как союз, который аккумулирует в себе достижения обоих партнеров и заключается для поддержки и совместного развития. Такая философия может дать жизнь новой ветви рода.

Образуется еще одна первичная группа, где человек будет учиться любить, уважать и ценить взаимоотношения.

Правильное воспитание способно передать, сохранить и приумножить вечные идеалы добра, любви, ценности человеческой жизни, верности супругов, которых порой так мало в нашем мире.

Зачем современные люди вступают в брак? Социолог — о новой роли женщины в семье, свободных отношениях и цинизме в любви

«Амедиатека» — онлайн-сервис для просмотра сериалов с русским дубляжом и на английском языке с субтитрами. На сайте вышел последний эпизод сериала «Почему женщины убивают» от создателя «Отчаянных домохозяек» об образцовой жене из 60-х, светской даме из 80-х и современной девушке, живущей в открытом браке, — все они столкнулись с изменой, и это круто меняет их жизнь. По просьбе «Амедиатеки» «Бумага» поговорила с социологом о том, как выглядят современные семьи и изменились ли их ценности.

Как меняется роль женщины в современной семье, почему молодые люди стараются всё планировать и что заставляет их вступать в свободные отношения?

«Бумага» по просьбе сервиса «Амедиатека» поговорила с профессором факультета политических наук и социологии Европейского университета Еленой Здравомысловой.

Елена Здравомыслова

Профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета

Как промышленная революция и развитие медицины сформировали новый тип семьи

— Изменить представление людей о себе и повседневной жизни в один момент невозможно, даже если попытаться сделать это на законодательном уровне или выдвинуть идеологический тезис равенства. В данном случае правильнее говорить о долгосрочных и медленных процессах: изменения в частной жизни происходят постепенно.

Когда мы говорим о появлении новой нормы гендерного контракта — например, «работающая мать» — мы подразумеваем очень долгий процесс, который мог в самом начале охватывать небольшую группу людей. И лишь теперь мы видим результат, который можем зафиксировать.

На это повлияли процесс модернизации, промышленная революция, изменение характера труда и занятости, формы жизни людей: традиционные способы организации жизни отступили. Например, этот процесс привел к тому, что начали распадаться большие крестьянские семьи.

Изменилась роль семьи и брака — в жизни общества и отдельного человека. Раньше ключевой функцией семьи была экономическая, без семьи было не выжить. Можно было занимать последнюю роль в иерархии — быть младшей незамужней сестрой — но зато в семье.

Еще [один фактор] — то, что называют демографическим переходом. Изменяется структура населения. Раньше ему была присуща высокая рождаемость и высокая смертность. Сейчас — под влиянием медицины и с изменением образа жизни — рождаемость контролируется, а продолжительность жизни растет.

Влияют [на организацию семьи] и вопросы модернизации, которые связаны с отступлением церкви и религии от регулирования человеческой жизни. Эта секуляризация, конечно, не тотальна и не является необратимой, но все-таки имеет место. И поэтому видение семьи и брака как некоторого союза, освященного церковью, перестало быть единственным легитимным видением.

Сыграла роль и гендерная революция — прежде всего массовое вовлечение женщин в сферу оплачиваемого труда. Причем это тоже не единомоментное явление — и тоже, конечно, меняет отношения в союзе. На семейную жизнь влияет и государство, поддерживая или запрещая что-то.

Почему браки по любви чаще распадаются и как меняется отношение к супружескому сексу

— Сейчас главная причина, по которой люди заключают браки, — потребность в интимных отношениях и любви, понимаемой как абсолютное межличностное доверие. У человека должно быть доверенное лицо. И это доверие должно строиться не только на рациональных основаниях взаимной выгоды (что тоже есть), но и на неосознаваемых процессах — влечении, том, что можно назвать непонятным словом «любовь». Если это проходит и ожидание доверительных отношений у одного из партнеров оказывается нереализованным, то такие браки распадаются проще, чем те, которые основаны на взаимной выгоде.

Сексуальные паттерны очень изменились. Настолько, что сейчас добрачные связи считаются нормальными. Секс и семья уже отделились друг от друга. Жесткое нормативное регулирование сексуальных отношений в семейно-брачном контексте распространяется только на определенный круг, который может быть близок, например, к религиозным общинам.

При этом в сексе есть тенденция к гендерному равенству. В традиционных сексуальных сценариях доминировало представление о том, что секс важнее для мужчины, чем для женщины. Сейчас, мне кажется, это время ушло и потребность в сексуальном удовлетворении считается вполне универсальной. Молодые женщины ориентированы на то, чтобы получать удовольствие в интимных отношениях, и с этим согласны их партнеры.

Мало того, мы видим признание других сексуальностей — в частности меньшинств, как бы их ни вытесняли из публичного дискурса и не криминизировали. Сексуальность, какой бы она ни была, имеет право на реализацию. Сейчас никто не удивится, если любовь прошла из-за плохого секса. Интимные отношения тоже развиваются: они рутинизируются, требуют разнообразия.

Почему образ мужчины-кормильца всё еще так распространен и как в российском обществе относятся к бездетным семьям

— В разных контекстах гендерные роли в семье реализуются по-разному. Кроме того, необходимо иметь в виду разнообразие форм семьи. Российский культурный контекст — очень разнообразный. Все эмпирические исследования показывают, что в семье очень устойчива роль мужчины-кормильца. Если ты вступаешь в долгосрочные отношения, они предполагают взаимную ответственность. В этом плане роль, которую предписывает мужчине общество или он сам себе, — очень существенный вклад в обеспечение семьи.

Такие ожидания или самопонимание могут препятствовать тому, чтобы мужчина вступал в брак, — из-за нагрузки и давления. Не всегда можно ожидать равного вклада, даже если отношения предполагают равенство. Они не всегда складываются по проекту. Хотя при этом не отменяются и другие функции: отцовская, функция любимого человека.

Мы живем в обществе, где воспитание детей становится всё более затратным. Я помню конфликт в одной семье по поводу вклада в воспитание ребенка. Мать считала, что отец недостаточно участвует, потому что живет по модели отсутствующего отца — очень много работает. При этом семья была на очень высоком уровне благополучия. Но в разговоре с отцом — к тому времени ребенок уже вырос — я услышала его точку зрения: «Я считал, что это мое самое важное дело. Я должен был как можно больше зарабатывать». В этом смысле можно сожалеть о том, что нет регулируемых механизмов, которые позволяли бы [работающим отцам] быть полноценными родителями, вовлеченными в процесс.

Роль женщины — вопрос классовый и культурный. Она более разнообразна. Есть сегменты общества, в которых предполагается, что работающая мать — хорошая нормативная модель. Организована она может быть тоже по-разному: есть работающие матери, которые работают по необходимости — чтобы свести концы с концами.

Другой вариант — когда это выбор, опирающийся на самореализацию. Погруженность в материнство нон-стоп тоже может иметь за собой эмоциональное выгорание. Это вообще не очень полезно ни для ребенка, ни для семьи. У женщины есть разные возможности: в нашей культуре накопились сценарии того, как можно балансировать между оплачиваемым трудом и семейными заботами. Если общество не дает тебе институциональных возможностей для такого баланса, лучше заниматься чем-то одним: например, уйти в карьеру и отставлять родительство или вообще от него отказаться. Такой сценарий есть — он известен как выбор, а не как стечение обстоятельств.

В прежние времена бездетность стигматизировалась. Теперь мы признаем разнообразные возможности. Семья — не только для государства, которому нужен демографический рост, не только для общества, но и для человека. Есть люди, которые не хотят быть родителями. Пока что наше общество смотрит на них с удивлением и недоверием — и, я думаю, так будет продолжаться еще долго. Процент людей, принявших такое решение, не подсчитывается — трудно понять, когда оно сознательное, а не является, например, непредвиденным результатом.

Современные молодые люди больше контролируют репродуктивное поведение. Сейчас незапланированная беременность — гораздо более редкий феномен, чем раньше.

Почему молодые люди стараются всё планировать и как это сказывается на их отношениях

— Тренд современности — это рационализация. Дело не только в модернизации, но и в изменении человеческого субъекта. Мы начинаем всё проектировать и подсчитывать, строить свою жизнь как проект. Человек хочет контролировать свою жизнь — особенно в ситуации высокой степени неопределенности, в которой мы живем.

Общество тревожно, нестабильно: экономические спады, экологические катастрофы. Как говорят социологи, риски по всем направлениям. Нестабильные отношения, нестабильная занятость. Поэтому нам хочется контролировать хотя бы то, что мы можем контролировать, чтобы не сесть в лужу, обеспечить себе безопасность — и не только от заболеваний, передающихся половым путем. Наши исследования показывают, что предохранение носило рутинный характер еще десять лет назад.

Когда же молодые люди принимают решение о родительстве, они начинают проходить обследования, лечатся. Сейчас ничего не делается «просто так» — всё надо обдумать. Хотя это не всегда срабатывает, жизнь непредсказуема.

Возможно, рационализация «расколдовывает» отношения, делает их менее романтичными — в том смысле, что боли может быть меньше. Истории про бесприданницу, разбитое сердце — тенденция к рационализации подрывает этот романтический сценарий. Конечно, люди продолжают переживать — но сила аффекта и символический заряд, мне кажется, снижаются.

Очень важное место в этом проектировании семьи стал занимать поисковый этап. Время поиска надежного партнера навсегда может занять очень много времени — но при этом пока он не нашелся, выбор более свободен. «Я не всерьез, я только пробую». Пригласил на танец, переспал — это же не навсегда.

Люди уже знают заранее, что ничего вечного не бывает. Проектный характер нашей жизни, весь этот «бухгалтерский учет» и попытки приручить обстоятельства делают нас более циничными — это не значит, что сейчас люди неискренни в отношениях или у них не бывает безумных страстей.

Все стараются [поддерживать союз], исходя из своих культурных ресурсов. Например, привлечение отца к участию в родах, планированию деторождения — очень мощная эмоциональная привязка в браке. Или православизация брака. Венчание — для чего оно? Чтобы аффективно закрепить брак, хотя бы ритуалом.

Что такое «брак выходного дня» и какие еще типы сожительства популярны в современном обществе

— В нашем обществе есть консервативный идеологический тренд, который воспроизводится в средствах массовой информации, — где нам довольно лицемерно — поскольку это не соответствует действительности — объясняют, что такое правильная семья и гендерная роль. Во главе этого движения стоит такая институция, как РПЦ, которая обладает своим идеологическим аппаратом. Людям это кажется привлекательным, поскольку, казалось бы, снижает риски: что-то стабильное, традиционное, что было всегда, «плохого не посоветуют».

И этот тренд действительно делает кое-что хорошее — снижает волнение, тревожность. Но в этом есть и кое-что опасное: нам пытаются донести, что есть только одна правильная форма организации брака, а остальные — это отклонения, которые не соответствуют представлениям о нравственности — особенно российской.

Это узкое представление о норме противостоит доводу о том, что формы организации человеческой жизни разнообразны — и будут всё более разнообразны. Например, вполне легитимным стало такое явление, как «гражданский брак» — вид совместного добрачного проживания, который, в свою очередь, включает разные типы. Это очередное следствие поколенческого перелома. Я слышу панические высказывания о том, что число браков снижается, но это не значит, что люди не живут вместе — они просто по каким-то причинам не хотят регистрироваться.

Это изменение произошло за последние тридцать лет. Я хорошо помню, что еще в моем окружении люди, для того чтобы поддерживать устойчивые сексуальные отношения, должны были расписаться. Сожительство без брака общество не поощряло. Из-за браков по необходимости процент разводов в первые годы был очень высок: люди расписывались ради одной цели — чтобы все отстали. У них даже не было испытательного периода. Но сейчас — пожалуйста. Может быть, и не всегда стоит регистрироваться, потому что после этого больше экономическая ответственность.

У нас в стране высок процент повторных браков. А есть люди старшего возраста, которые, пережив брак и развод, соединяются в пары — и не расписываются. И это уже не предтеча брака, а отношение в духе «А зачем нам [снова] с этим связываться?»

Есть и такая форма отношений, которая называется LAT — living apart together: по-русски — «шпагатный брак», «брак выходного дня». Обычно это вариант не для молодой пары, для которой важно совместное проживание в связи с интенсивностью сексуальных отношений. Это тот тип отношений, когда люди могут жить врозь и даже в разных городах, но иметь в виду, что у них есть близкий человек — и делить на двоих досуг, отпуск, праздник, важные жизненные события как со знаком минус, так и со знаком плюс. Людям бывает тесно вместе, и они приходят к автономизации и используют, например, слово «партнер», а не «муж», подразумевая другой тип ответственности и иерархии. Индивидуализация — это большой культурный тренд в современном обществе.

Полиамория — довольно сложное явление, которое не является массовым феноменом. Можно задать исследовательский вопрос: насколько долгосрочны такие союзы и треугольники, которые, возможно, раньше назывались адюльтерами? Но в слове «адюльтер» есть нечто стигматизирующее. Возникает много вопросов: есть ли общее хозяйство, дети, кто ухаживает за больными родственниками? Или это только про секс и свободную любовь? Тогда это не имеет отношения к союзам брачного типа, которые предполагают долгосрочную взаимную ответственность.

Думаю, подобные эксперименты — это поиски себя. Такому человеку тесно в условиях, в которых он оказался. Но мне кажется, что в этой ситуации сложно определиться с взаимными обязательствами, кругом договоренностей. Можно ли быть уверенным в таких отношениях, что если ты заболеешь, тебе подадут воды, а если заболеют твои родители, тебе окажут поддержку?

Ссылка на основную публикацию